По старинному рецепту
По старинному рецепту
По старинному рецепту
Экономическая нестабильность в стране и мире стала излюбленным поводом разговоров и разменной монетой в общении между властьимущими и «мирным» населением. Сказать «Нет денег – кризис!» удобнее всего, тем более что наши люди уже привыкли к этому.
Сидя в «Газели» и стремительно удаляясь на юго-восток области, я думала: какой же увидится нынешняя экономическая ситуация глазами местного населения и какие пути выхода из нее нашли для себя сельчане?
На все расспросы о кризисе тридцатилетняя мать троих детей Ирина Яркова только пожимает плечами: экономика села Елбань Маслянинского района находится в глубоко депрессивном состоянии еще с середины 90-х годов. Как говорится, не жили богато – поздно привыкать. Безработица, низкая зарплата и ее постоянные задержки здесь привычны и вполне обыденны.
– Как выживаем? Да, наверное, как все. Работаем. Ведь пропадает, прежде всего, тот, кто ничего не делает. Тут уже не кризис виноват, а обычная человеческая лень, – уверена Ирина.
В доме есть телевизор, но никто не сидит около него без дела. Даже дети. Пусть умные дяденьки с голубых экранов вносят свои предложения по наращиванию производства, подъему сельского хозяйства и дальнейшему пути развития страны. Деревенские телезрители в это время лущат и консервируют зеленый горошек, чистят и маринуют грибы, перебирают ягоды на варенье, готовят к сушению ароматную огородную зелень. Все лето сельской семьи проходит в заботах о заготовках. Зима все подберет. Это неоднократно доказано еще в докризисные времена. Сидеть некогда: поспела ягода – все спешат на клубничные поляны, начались грибы – вооружаются ножами и ведрами, созрели перцы и помидоры – время варить лечо.
Живописный закат собрал подросших цыпляток в акриловый парник, оборудованный специально для них. Огурцы и помидоры надежно укутаны от первых ночных заморозков. Пока Владик, Оля и их маленькие племянники возятся с горошком, тринадцатилетний Дима старательно чистит картошку: вторжение гостей и незапланированное вечернее чаепитие не отменяет ужин, ничуть не перебив здоровый крестьянский аппетит людей, привыкших целыми днями упорно трудиться. Речь идет даже не о работе в агрофирме, хотя работа в пыльных цехах льнозавода отнимает немало сил и здоровья.
Свою расчетную ведомость женщина последний раз видела в конце весны. Но это просто бумажка. Обозначенная в ней безрадостная сумма в 1100 рублей (за месяц!) быстро выбирается хлебом из совхозной пекарни или мясом из забойного цеха. Семья-то большая! На «калымные» деньги мужа-сварщика покупают другие продукты, самые простые и необходимые: сахар, муку, крупы. Вместо магазинной выпечки и сладостей ребятишки лакомятся домашними блинами и оладьями с вареньем из лесной и садовой ягоды.
Неудивительно, что воспитанные в атмосфере постоянной работы и хлопот по хозяйству дети растут покладистыми и трудолюбивыми. Их мечты о будущей профессии весьма практичны: Дима мечтает быть хорошим поваром, Влад – водителем. Оля хорошо учится, ходит на танцы и, как многие девятилетние девочки, хочет поступить в театральное училище. Впрочем, есть у нее и другой сценарий: любовь к детям поможет ей стать воспитателем детсада, а в перспективе, возможно, и гувернанткой.
Многие женщины заводят детей, не вступая в официальный брак с их отцом. Как ни смешна для нас разница в размере детского пособия для полной семьи и одинокой матери, составляющая 100 рублей, на селе рады и тому.
Будущее своих детей родители не связывают с селом. В 90-е годы из деревни уехало много их ровесников. Вернулись единицы. Если ситуация с работой не изменится, как бы было ни жаль, но придется отпустить ребятишек в город. Возможно, уже через несколько лет они приедут в Академгородок получать любимые специальности, уменьшив избыток рабочей силы, образовавшийся в родном селе.
– Да, ребятишки у нас так хорошо разбираются в жизни, что могут еще и старших научить! – признается молодая учительница одной из сельских школ.
– С работой плохо не только в агрофирме, но и в бюджетной среде. Поначалу шло большое сокращение ставок, сейчас стали укорачивать рабочий день, отменили надбавки за стаж, зарплаты поползли вниз, – рассказывает Ирина Викторовна Гаан, много лет возглавляющая коллектив местной участковой больницы. – Но люди выкручиваются, находя дополнительный заработок. Те, у кого есть машины, подрабатывают в маслянинском такси. Некоторые пытаются торговать, завозя в село необходимые продовольственные и промышленные товары. Многие соглашаются на сезонные и разовые работы. Немало у нас семейных пар, ставших родителями – воспитателями, создавшими патронатные семьи. Конечно, кто-то уезжает на вахту. В деревне остаются, преимущественно, разновозрастные пенсионеры и молодежь с маленькими детьми, которой пока просто некуда ехать.
Беседа с опытным медиком подтвердила слова многодетной матери: только постоянный труд, предприимчивость и хозяйское отношение к быту всегда помогало и помогает людям выжить в любых, даже самых сложных экономических условиях. Это самый старинный, истинно народный рецепт благополучия, проверенный тысячелетиями.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии
Елбань... Да, потрясающе красивая природа и на ее фоне такая сложная, практически невыносимая жизнь. А люди все-таки живут. Читать о селе очень интересно, особенно, если бываал в тех краях. Пишите еще!
Хвала журналистам, пишущим о селе! Там, в дальних глубинках остались наши древние крепкие корни, давшие крепкую молодую поросль. Рассказывайте нам чаще о сельчанах, достигших чего-то в нашей тяжелой жизни. Тем более, что в штате есть корреспонденты, не считающие жителей села пьяным быдлом и серостью. Еще раз спасибо!!!