По следам Хейердала
По следам Хейердала
Команда Анатолия Кулика, недавно завершившая первое в мире кругосветное путешествие на разборном надувном паруснике, встретилась с жителями Академгородка. Малый зал Дома ученых едва смог вместить всех желающих. Когда на ступенях между рядами больше не осталось места, зрители разместились прямо на полу у ног путешественников, что придало встрече неформальную, почти домашнюю атмосферу.
Кругосветка длилась шесть с половиной лет и проходила в четыре этапа: на одно непрерывное многолетнее путешествие не было ни финансов, ни всегда готовой команды, ни достаточного опыта. С годами менялись модели разборных надувных судов и состав команды, в которой за все годы приняли участие 14 человек. Полностью кругосветку прошел только конструктор этих судов, а также капитан и по совместительству кок Анатолий Кулик – почти 52 тыс. километров: 6 тысяч – от Таиланда до Арабских Эмиратов в 2008 году, затем 3,5 тыс. км от Гоа до Сейшельских островов в 2009-м, 11,7 тыс. вокруг Африки через Атлантику до Бразилии в 2010-м и, наконец, годовой этап более 30 тысяч км через Тихий океан от Бразилии до Таиланда.
За время пути капитан научился просчитывать наперед любые ситуации, месяцами жить на небольшом пространстве с членами экипажа, не испытывая настойчивого желания сбросить кого-нибудь за борт, не рисковать жизнью без нужды, а главное – строить надежные лодки. Некоторые участники экипажа описывают ощущения от путешествия примерно так: мир, который довелось увидеть своими глазами, стал более цельным – одновременно большим и маленьким. Точно так же отзываются о нашей планете те, кто побывали на космической орбите. Да и физические ощущения членов экипажа немного похожи – как у космонавтов после невесомости, от годового сидения в лодке атрофируются мышцы на ногах, а вестибулярный аппарат так привыкает к волнам, что на суше моряков еще долго покачивает и мускулы побаливают от ходьбы.
По словам Анатолия Кулика, большинство опасных ситуаций были связаны не столько со стихией, сколько с отсутствием подготовки. Если нет опыта, можно хлебнуть горя даже на Обском море. А в открытом океане таких возможностей и ситуаций на порядки больше.
– Когда мы в 2006 году уходили в первый поход, то понятия не имели, чего бояться: ждали нападений акул, а столкнулись с банальными проблемами жизни под палящим солнцем в морской воде. Соль разъедала кожу, все облезли и покрылись фурункулами, – вспоминает капитан. – Нас часто просят рассказать страшные истории и спрашивают про опасности в океане. Но объективных трудностей, к которым нельзя приготовиться, не так уж много. Случаев, когда я решил, что все кончено, у меня было два – оба во втором походе, когда мы шли в Индийском океане вдвоем с Алексеем Саратовкиным из Барнаула. В первый раз мы попали в многочасовой шторм, в котором управлять лодкой было бесполезно. Нас поднимало на гребень шестиметровой волны, ставило на бок и сбрасывало в океан. Каждый раз, когда мачта сильно наклонялась, я думал, что это точно финал. Через трое суток, окончательно обессилев, мы просто забрались в палатку, закрылись и легли, зажав в руке нож, чтобы срочно прорезать тент, если перевернет. Швыряло нас сильно и долго, но так и не перевернуло. Наверное, это был один из немногих случаев, когда от нас мало что зависело, хотя конструкция и надежность лодки сыграли свою роль.
Во второй раз я сам создал всю ситуацию, безбоязненно прыгнув в воду посреди океана без страховки и спасательного жилета, схватившись за нос катамарана. Но ветер оказался довольно приличный, и, проскользив ногтями по борту, я быстро очутился за кормой стремительно уходящего судна. Через минуту оно уже было на пределе видимости. Алексей быстро срубил парус, но идти ко мне против ветра можно было только на моторе, а он не заводился – нам продали такой бензин. Я оставался один в океане с крестиком и в бандане. Кстати, это был последний раз, когда мотор удалось завести с тем бензином.
Хорошую службу экипажу сослужил один из первых его участников Юрий Маслобоев, который в заключительном этапе прошел небольшую часть пути и примкнул к другой экспедиции Русского географического общества «Огненное кольцо Земли». Пройдя от Папуа – Новой Гвинеи до Индонезии на несколько месяцев раньше и наступив на все «грабли», ребята тут же предупредили команду Кулика. Были там и аресты капитана судна за пересечение границы Индонезии, и украденный ночью мотор, и разборки с папуасами – шестеро членов экипажа с мачете в руках против трехсот жителей деревни. Официально каннибализм у папуасов давно запрещен, но на практике это остается вполне обычным делом, о чем, по словам Юрия, не брезгуют сообщать в криминальной хронике местных газет: «В ходе предвыборной кампании были съедены два кандидата по такому-то округу». Впрочем, про обед из чужеземцев и писать бы не стали – там людьми считают только своих.
В этом году впервые в экспедиции приняла участие девушка – хрупкая Ольга Антонова, за полгода прошедшая с экипажем от Мексики до Фиджи. Самый трудный участок, по ее словам, был первый, до Галапагоссов – места, очень похожего на рай, как его изображают в кино или в рекламе «Баунти». За 20 дней пути вместо планируемых семи она испытала полный штиль с изматывающей жарой и бешеные штормы, а еще изнурительную морскую болезнь. Чтобы спасти кожу от соли, приходилось не только часто наносить крем, но и отказываться от чая: свой стакан пресной воды девушка тратила на умывание. Зато в награду за мучения она получила тихие утренние вахты с пылающими рассветами, светящийся изнутри серебряным планктоном ночной океан и резвящиеся вокруг лодки стаи дельфинов. Кстати, по признанию Евгения Ташкина, именно светящийся планктон, про который Кулик рассказывал по радио после возвращения с Индийского океана, заманил его в экспедицию. Теперь лицо Евгения, как и других участников, узнают во многих странах мира, а всего пару лет назад его знали в Городке как водителя маршрутки.
Уставшие от бесконечных интервью и творческих встреч, члены экипажа показали несколько веселых видеороликов: про разделение и утилизацию мусора на борту судна, про стремительное старение и выход из строя почти всей техники – от ноутбуков, спутниковых телефонов и GPS-навигаторов до обычных табуреток, газовых плит и чайников. Штурман Станислав Березкин рассказал забавную историю о том, как компания Marlec на сообщение о поломке их ветрогенератора, который стоил тысячу долларов и был еще на гарантии, ответила, что никакого надувного судна посреди океана идти не может, а наглые русские просто издеваются над производителем, требуя произвести замену генератора в ближайшем порту. Очень впечатлил публику ролик о том, как капитан печет пирожки с грибами, жарит оладьи и варит ароматный кофе в турке. И хотя большая часть кругосветки проходила в условиях, когда пересыпать муку из банки в кастрюлю физически невозможно, а о еде при такой качке никто и думать не мог, счастливые загорелые люди с выпечкой в зубах и любимой бортовой книгой Тура Хейердала в руках на фоне океанской глади создавали у зрителя впечатление о необычайном комфорте в экспедиции.
Шесть лет и полсотни тысяч километров – это слишком много, чтобы уместить рассказ на газетной странице, как не получилось уместить его и в трехчасовой встрече в Доме ученых. Про такое можно говорить неделями, но лучше сходить в море самому. Хотя бы в местное. И не обязательно на катамаране «куликовского» бренда, а вообще под любым парусом.
Мария ШКОЛЬНИК
На снимке: С. Березкин, А. Кулик, Е. Ковалевский, Е. Ташкин
Комментарии