• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 23:44 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    22.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Первая леди алгебры

    Первая леди алгебры

    Первая леди алгебры

    Весной были подведены итоги конкурса на право получения гранта Президента России для государственной поддержки молодых докторов наук. В число победителей вошел, а точнее – вошла единственная представительница ННЦ СО РАН, ведущий научный сотрудник Института математики им. Соболева СО РАН доктор физико-математических наук Марина СемЁнова.

    – Марина Владимировна, расскажите немного о гранте.

    – С 2003 года исследования молодых ученых (кандидатов и докторов наук), а также ведущих научных школ поддерживаются грантами Президента РФ. С прошлого года система их назначения изменилась: теперь гранты присуждают не одному ученому, а группе молодых исследователей. В моем коллективе работают пять человек: кроме меня один кандидат наук, два аспиранта и студент. Материальная составляющая, конечно, важна, но не это главное. Когда исследования поддерживаются грантами, ученый понимает, что занимается не только интересным, но и нужным делом.

    – Над чем работает ваш коллектив?

    – Тема нашего гранта – «Алгебраические системы, их логические и структурные свойства и приложения в теории формальных языков». Попробую объяснить бытовым языком. С одной стороны, мир – это хаос, с другой, – он четко структурирован и живет по определенным законам. Смысл человеческой деятельности состоит в познании мира и тех законов, по которым он живет. Математика в целом и универсальная алгебра в частности оказывается здесь весьма полезной. Для любой совокупности объектов мы можем определить основные правила. (Например, на множестве натуральных чисел естественным образом определено отношение «больше-меньше»). Та область деятельности, в которой работаю я, – универсальная алгебра – занимается изучением абстрактных множеств с заданными на них операциями и отношениями. Эта область деятельности восходит к академику Мальцеву, создавшему в Новосибирске школу алгебры и логики, которая приобрела мировую известность. И я очень горжусь тем, что являюсь представителем этой знаменитой школы.

    – Что нового удалось привнести вам?

    – Мои исследования посвящены изучению свойств некоторых производных алгебраических систем, которые связаны с векторными пространствами, упорядоченными множествами и другими структурами. Когда мы имеем некую систему, нам бывает важно понять, насколько богато ее строение. Богатство строения можно понимать по-разному. В частности, его можно понимать как богатство класса подсистем. Например, можно сказать, что библиотека богатая, если в ней много книг. Но что значит «много»? Библиотека с миллионом экземпляров одной и той же книги – это богатая библиотека? Если библиотека хоть и не содержит все выпущенные в мире книги, но хотя бы один экземпляр каждой выпущенной издательством «Наука» там есть, то она будет признана более богатой и представительной по сравнению с первой. Выражаясь на алгебраическом языке, если какая-то структура содержит копию любой другой структуры с заданными свойствами, то эта структура имеет богатое строение. В соавторстве с моими коллегами из Франции и Польши мной был создан универсальный метод, который позволил решить несколько открытых проблем, касающихся строения классов подсистем.

    – Почему решили заняться математикой?

    – Мне очень нравится мысль Эриха Фромма, что способность понять истину зависит скорее не от интеллекта человека, а от его характера. Думаю, мои занятия математикой скорее отражают мой характер, нежели что-то другое: я маниакально люблю порядок. Если возникает хаос, пытаюсь всеми силами его искоренить. А математика как раз основана на порядке и точности. Когда я видела первые в своей жизни математические доказательства, думала: как же просто и красиво! Кроме того, это огромная радость – понять то, что раньше, может быть, было известно другим, но покрыто мраком тайны для тебя.

    Если же говорить об образовании, я окончила физматшколу при НГУ. Во время учебы естественным образом увлеклась математикой и впоследствии в выборе факультета особо не колебалась. Правда, у меня было небольшое метание между мехматом и факультетом естественных наук. Все вокруг говорили: ну математика, что там можно сделать, разве еще не все доказано? И я поступила еще и на ФЕН. Проучившись там две недели, поняла: все-таки хочу заниматься математикой – просто потому, что это самая красивая наука. После университета поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию и с тех пор работаю в Институте математики и по совместительству в Новосибирском государственном университете. Место работы не меняла, если не считать периодов работы за границей по контракту: в США, Германии, Франции, Чехии. – Научная деятельность там отличается от российской?

    – Там есть своя специфика, конечно. Организация науки отличается, но нельзя сказать, в лучшую или худшую сторону, она просто другая. Это интересный опыт, и хорошо, что он в моей жизни был. Я имела возможность получить постоянную позицию за границей, но плохо представляла себя там через пять, десять лет.

    – Попытки заняться чем-то кроме науки были?

    – Нет, и для меня даже не стоял вопрос о том, чем я хочу заниматься. Была уверена, что буду работать в Институте математики. Может быть, я была слишком самонадеянна. Кстати, недавно прочитала, что самые самонадеянные в мире люди – это кандидаты наук в первые три месяца после защиты. А я была самонадеянной еще до защиты... – Какое-то предвзятое отношение к женщинам в науке существует? – Думаю, что нет, хотя в мои студенческие годы некоторые преподаватели иногда говорили: девчонки, зачем вам эта математика, ну что вы… Женщинам в науке не легче и не тяжелее мужчин, успех в этой работе зависит от тебя самого. Кроме того, многое зависит и от твоих учителей. Мне очень повезло. В университете я специализировалась на кафедре алгебры и логики. Сегодня поддержка молодых ученых – общероссийская тенденция, а у нас в институте и на кафедре такая поддержка была всегда.

    – Женщин в вашей отрасли науки много?

    – Да, и весьма авторитетных. Например, в нашем институте работает Лариса Максимова – специалист по неклассическим логикам с мировой известностью. Думаю, с течением времени процент женщин и мужчин во многих областях науки сравняется. А что касается «женской логики», то это обычно последний аргумент в бытовом споре, когда все остальные уже исчерпаны. Я не знаю принципиальных отличий женской логики от мужской.

    – Доктором наук уже стали. Что дальше, член-корреспондент? – Суть дела не в степенях и регалиях, хотя, конечно, не будь я доктором наук, не поучила бы этот президентский грант. Меня интересует развитие науки, а не карьеры. Сейчас у меня больше опыта и больше возможностей идти в том направлении, которое выбрано. Предстоит серьезная и трудная работа, есть запланированная программа исследований на ближайшие два года. На мне и моих коллегах лежит серьезная ответственность, поскольку к нашей деятельности мы привлекаем и начинающих исследователей. По окончании аспирантуры специалист уже должен знать, чем будет заниматься дальше, и тут ответственность во многом лежит на научном руководителе. А это намного труднее, чем действовать в одиночку и отвечать только за себя.

    Татьяна Яковлева 











    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    176 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    150 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    151 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    158 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    191 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    152 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное