Папа – не третий лишний!
Папа – не третий лишний!
Моей девочке два с половиной года. Она спокойная, добрая. Вроде бы все хорошо, но меня беспокоит, что девочка совсем не общается с папой. Не могу сказать, что у меня с ней было много хлопот. Моя мама живет рядом с нами и часто приходит помочь мне. Папа много работает, чтобы я могла до самого садика быть с дочерью, очень устает. Да и я старалась не напрягать его ребенком. Мне всегда было проще сделать самой, чем сначала просить его, потом объяснять. Но теперь вижу, что что-то не так, не знаю, что с этим делать?
Причина, по которой папа в описанной ситуации не общается с малышкой, может быть очень проста: папа не знает, как это сделать. Поскольку он был искусственно отделен от дочери мамой и бабушкой, то он не знает, что могут делать девчонки двух с половиной лет, что им интересно, какие игры они любят. В таком случае задача мамы – «познакомить» папу с дочерью, рассказать о ней, привлечь папу к участию в совместных играх. Сначала, возможно, папа в этих совместных занятиях будет дублировать маму, но быстро найдет свое собственное место во взаимоотношениях и играх с дочкой.
Например, даже в таком сугубо девчоночьем занятии, как игра в куклы, легко может быть найдена исключительно мужская роль. Должен же кто-то дом построить для кукол, да и вообще устраивать кукольное чаепитие гораздо интереснее, если за одним чайным столиком собираются любимая кукла Даша, плюшевый мишка и самый настоящий папа. Игра очень увлекательная, а главное, не требующая от папы особых усилий, кроме периодического открывания рта, когда заботливая дочь подносит к нему игрушечную кружку. Проще этого может быть только роль бревна, которое может лежать перед норкой маленькой лисички и закрывать вход или поддерживать стены лисьего дома.
Мама в этот момент может направлять и поддерживать только зарождающиеся взаимоотношения. На первых порах, возможно, папа будет чувствовать себя не вполне уверенно. Это не удивительно, каждое новое дело обычно вызывает волнение и легкую неуверенность, тем более, такое ответственное. Поэтому маме важно держать себя в руках, если она видит, что, например, за время ее похода в магазин, папа решил самостоятельно покормить ребенка, и теперь каша украшает кухонный стол, стульчик и даже бантики ребенка. Конечно, корми мама ребенка сама, на кухне было бы гораздо чище. Но разве такая мелочь, как необходимость уборки на кухне, сравнится с радостью за близких, получивших столько удовольствия от общения? Если сурово покритиковать папино намерение покормить ребенка, предположить, откуда у него растут руки, где были его глаза, когда он кормил малыша, то в другой раз папа, возможно, приложит максимум усилий, чтобы избежать необходимости оставаться с ребенком сколько-нибудь продолжительное время.
Другой причиной, по которой папа не общается с малышкой, может быть его твердое убеждение в том, что папа – третий лишний в воспитательном процессе.
Тогда задача мамы объяснить папе, что общение с ним позволит девочке сформировать свою собственную модель взаимоотношений с мужчинами в будущем. Папа – первый мужчина в жизни каждой девочки, с ним девочка учится кокетничать, от него слышит первый в своей жизни настоящий комплимент. От этих отношений во многом зависит будущая семейная жизнь девочки.
Хорошо скрепляет отношения общее, независимое от мамы дело. Конечно, если ребенок – мальчик, то список мальчишеских дел может быть огромен: мелкая починка мебели, ремонт бытовых приборов, походы в спортзал и на рыбалку – весь спектр традиционно мужских занятий. Но, с другой стороны, почти любое занятие при обоюдном желании становится традиционно общим для папы и маленькой девочки, начиная от совместной прогулки с любимой собакой, заканчивая приготовлением завтрака для мамы в выходной (и не только) день.
Итак, для того, чтобы пробудить «отцовский инстинкт» папы, необходимо объяснить ему важность общения с ребенком, рассказать, показать и дать попробовать – как, собственно, можно и нужно взаимодействовать с ребенком; создать возможность общих дел для папы и малышки. На каждом этапе построения отношений важно хвалить и поддерживать папину инициативу – здесь не место для критики действий папы, если безопасности ребенка ничего не угрожает.
Важно помнить, что начать общение с ребенком можно в любое время; главное – это искреннее желание подружиться со своим ребенком.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии