Обучение, доступное для всех
Обучение, доступное для всех
С 22 по 29 августа состоялся форум «Новосибирск – город безграничных возможностей». Его участники обсуждали, как создать доступную среду, и предлагали свои решения. Прошло более 50 мероприятий, часть из них – в нашем районе.
Зарядились здоровьем
В рамках форума проводились «Зарядки с чемпионом». Более 100 жителей получили заряд бодрости в парке культуры и отдыха «У моря Обского» от победителей первенства Европы по волейболу среди глухих Вячеслава Вараксина, Кирилла Комарова и Родиона Федорченко, а также бронзового призёра первенства России по дзюдо среди слабовидящих восьмиклассника школы №165 Андрея Дьякова. После зарядки желающие сфотографировались со спортсменами.
Зарядка прошла и в образовательном центре «Горностай» по инициативе директора – депутата горсовета Ирины Путинцевой. С напутственными словами выступили Андрей Дьяков и его тренер Алексей Лапатнев. На примере юного чемпиона они показали, как важно стремление никогда не сдаваться.
– Форум у нас проходил два дня, программа была составлена исходя из наших возможностей и накопленного опыта по созданию доступной среды, – отметила Ирина Германовна.
В «Горностае» работала выставка «Город дружбы – город детства», прошли уроки гимнастики, танцев и прикладного творчества, психологический тренинг и парикмахерская «пятиминутка». Завершился второй день ярким концертом.
Особенная жизнь
Для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно, что проблемы доступности среды наконец стали широко обсуждать в обществе. Ведь инвалидность для многих становилась приговором и означала жизнь в клетке. Вот что рассказывает Сергей Чесноков:
– Инвалидность, вызванную врождённым заболеванием, мне оформили ещё в детстве. В то время далеко не все родители знали, что ребёнок может получать пенсию, а врачи не спешили об этом информировать. В детские сады и летние лагеря особенных детей не брали, а родителям надо было работать. Поэтому выкручивались, как могли. Некоторые с малых лет по 6-7 месяцев в году находились в санаториях. Учились дети с инвалидностью в специализированном интернате – коррекционной школе №152. Родных, друзей и здоровых ровесников видели только по выходным. Обучение – 11 лет. Ни о какой профориентации речь не шла. Детям с сохранным интеллектом советовали окончить НЭТИ, остальным – получить профессию в специальном ПТУ. Впрочем, всегда находились «бунтари», поступавшие в пединститут, в сельскохозяйственный или ещё куда-нибудь, но в 98% случаев итог был одинаков: выпускники либо не находили работу, либо устраивались не по специальности – туда, где работодатель принимал их проблемы (а таких было мало).
По воспоминаниям его одноклассника, музыканта Алексея Мезенцева, не лучше обстояли дела и с общей социализацией молодёжи. Здоровые люди, которые не привыкли думать об инвалидах, строили удобные для себя дома и магазины, открывали школы и детские сады, не рассчитанные на обучение в них особенных детей, создавали предприятия, где специалистам с инвалидностью не было места. Зачастую не складывалась и личная жизнь. Выдержать всё это было нелегко. Многие ровесники Сергея и Алексея не дожили и до 50 лет – не из-за болезни, а в результате злоупотребления алкоголем.
Сделать уверенный шаг
За неделю до форума в школе №165 открылась профильная смена «Школа инженерного мышления для доступной среды». Её участники под руководством экспертов разработали несколько проектов, призванных облегчить жизнь людей с ограничениями по здоровью. В числе наиболее интересных – «Электронный пенал» и «Электронный доктор», «Мой дом», «Особый парк – особым детям», «Азбука новых профессий для людей с ОВЗ». Стоит отметить, что ребят научили смотреть в корень проблемы: они старались учесть особенности мировосприятия, удобство, безопасность.
«Электронный пенал» создали на секции «Мобильная робототехника». Устройство предназначено для тех, кто не может полноценно работать кистью: нажимаешь кнопку – и предмет «выезжает» из пенала. Для демонстрации использовали маркер: его легче взять, чем тонкую ручку или карандаш. По словам мамы ребёнка со слабым зрением, устройство хорошее. Ещё добавить бы звуковые или тактильные метки для определения цвета карандашей или фломастеров.
Учебно-методический комплекс «Мой дом» состоит из двух самостоятельных работ – «3D конструктор. Треугольник на крыше» и «Алфавит». Для слабовидящих людей это возможность познать мир архитектуры, познакомиться с устройством дома, который представлен в разрезе.
Группа школьников разработала «Азбуку новых профессий». Потенциальных специалистов ребята разделили по видам и степеням ограничения здоровья, подобрав работу слабослышащим, слабовидящим, аутистам, людям с нарушением опорно-двигательного аппарата.
– В нашей школе обучается более 20 детей с ограниченными возможностями здоровья, и нам не всё равно, как сложится их жизнь после получения аттестата. Мы хотим доработать проект применительно к ним, связавшись с потенциальными работодателями, готовыми принять в свой коллектив особенных специалистов, – говорит педагог-психолог Оксана Бокта.
Сама 165-я тоже заметно изменилась, превращаясь в школу для всех. Приобретено специальное оборудование для сенсорной комнаты и других кабинетов для развития и обучения детей с любым состоянием здоровья. Было бы здорово, если бы подобная работа велась в каждом образовательном учреждении, чтобы не совсем обычные дети нигде не чувствовали себя ущербными, лишёнными искреннего внимания окружающих.
Светлана КНИЖНИК, фото автора
Комментарии