О симпатиях и самооценке
О симпатиях и самооценке
Дане 4,5 года. Он постоянно мне говорит, что любит девочку Настю из садика, а она с ним не хочет играть и не обращает на него внимание. У сына с группой в целом не очень отношения складываются. В последнее время он играет в основном с девочками. Всё было ровно и спокойно, пока не начал активно Насте симпатизировать. Что касается мальчиков, то есть Ваня – такой неформальный лидер группы, который нравится сыну, он хотел бы с ним дружить, но Ваня матерится, дерётся и часто Даню обижает, когда тот подходит поиграть.
Что отвечать Дане на его недоумение, почему так происходит? Сын очень переживает, а я в растерянности.
Самый простой способ – обратиться к садовскому психологу: специалист внутри системы, он может прийти и понаблюдать вживую за тем, что в группе происходит, кто и как на какие действия реагирует. Нам с вами без непосредственного наблюдения многие моменты придётся домысливать.
Скорее всего Даня сначала пытался установить отношения с мальчиками, но это оказалось небезопасно, судя по словам о действиях одногруппника. В пользу этого говорит также симпатия Дани к Ване, несмотря на то, что тот обижает вашего сына. Матерящийся, дерущийся Ваня, возможно, благодаря этому выглядит старше и взрослее, поэтому притягивает внимание ребят в группе, становится таким магнитом. Возможно, Дане хотелось бы стать таким же притягательным.
Давайте подумаем, какими мальчиковыми талантами обладает ваш сын, что из того, что он умеет, может сделать его привлекательным в глазах мальчиков группы. Возможно, Даня умеет играть в интересные игры, связанные с физической активностью, или может придумать сюжет для игры на площадке, где каждому найдётся интересная роль, или умеет рисовать оружие, которого ещё ни у кого нет? Присмотритесь к сыну: открытие талантов может повысить уровень его уверенности в себе и тем самым сделать более привлекательным в качестве игрового партнёра для ребят из группы.
Что касается Насти, то важно понять, каким образом Даня демонстрирует свою симпатию. Поговорите с ним об этом. Как девочка может догадаться, что ему нравится? Что он говорит и делает? Что бы ему хотелось делать вместе с ней: говорить о чём, играть во что?
Для дошкольника, да и ребёнка более старшего возраста, слова о симпатии часто не наполнены смыслом: если я решил, что человек мне нравится, то теперь мяч на его стороне – ему нужно как-то проявиться. И неважно, что я ему о своей симпатии ничего не сказал и не сделал каких-то шагов в его сторону. Ребёнку важно помочь осознать, что понравившаяся ему девочка не умеет читать мысли, что свою симпатию важно проявлять – делать то, что симпатичному человеку может понравиться. Вот это, пожалуй, наиболее сложный момент для дошкольника: мы здесь побуждаем ребёнка посмотреть на происходящее через призму другого человека. Поэтому стоит приводить примеры, показывать на себе. Расскажите о своём садовском опыте: как демонстрировали симпатию вы, как это делали мальчики по отношению к вам. Лучше привести несколько примеров, где удачные, понравившиеся вам способы будут перемежаться с теми, которые вызывали другие чувства: удивление, досаду, даже злость. Можно посмотреть серию «Горы и конфеты» про Смешариков и обсудить, что в ней происходит, кто кому нравится и как свою симпатию демонстрирует.
Таким образом, ваша помощь сыну, разговоры с ним помогут Дане научиться строить отношения со сверстниками, осознать многие закономерности общения, будут способствовать коммуникативному развитию мальчика.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии