О школьной мотивации
О школьной мотивации
Летом совсем не хочется думать о школе. Завершившие свой первый учебный год теперь уже второклассники наслаждаются заслуженным отдыхом. Будущие выпускники набираются сил перед подводящим итоги всей их школьной жизни рывком – выпускным классом. Среднее звено просто получает удовольствие от теплых дней и возможностей, даруемых летом.
Но родителям будущих первоклассников не до отдыха. Совсем немного времени осталось до начала первого учебного года, к нему необходимо быть полностью готовыми, в первую очередь психологически. Поэтому зачастую последнее лето перед школой становится для ребенка не возможностью отдохнуть и набраться сил, а интенсивным тренингом. Дошкольнику нанимаются репетиторы по математике и английскому, за ним ходит бабушка с секундомером, замеряя технику чтения, он учится переписывать каллиграфическим почерком целые страницы…
Подготовка к школе необходима. Но важно помнить, что готовность состоит не только из интеллектуальной, но и многих других составляющих: физической, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной. Еще один важный момент – то, что в идеале к началу школьного обучения у ребенка происходит смена ведущей деятельности – с игровой на учебную. В результате ребенку становится интересно учиться, получать новые знания. В среднем это происходит к семи годам.
Поэтому очень хорошо, если подготовка к школе проходит интересно, в игровой форме, особенно это касается рутинных для малыша процессов, например, складывания букв в слоги или отрабатывания навыков каллиграфии. Замечательно, когда ребенок к началу школьного обучения умеет читать, писать и говорить на нескольких языках. Однако, если эти умения достигаются нудным натаскиванием, то при этом может серьезно пострадать школьная мотивация ребенка. Предположив, что в школе будет все то же самое, только дольше и в большем объеме, ребенок теряет к ней интерес.
Проведите тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской):
Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?
Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?
Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», то согласился бы ты с таким предложением?
Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», то легко бы ты согласился с таким предложением?
Если бы соседский мальчик спросил тебя: «Что тебе больше всего нравится в школе?», то что бы ты ответил ему?
Инструкция. Ребенку говорят: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».
Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ и все дополнительные замечания ребенка фиксируют.
Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если анализ выявит слабые, неточные представления малыша о школе, то необходимо поработать над формированием у него мотивационной готовности к школе. Хорошо, если и этот тест получится провести как увлекательную игру, например, в устройство на работу и прохождение собеседования.
По большому счету здесь нет правильных и неправильных ответов. Условно правильные ответы указывают на желание и готовность быть в школе, неправильные – быть с мамой и в саду. Познавательный интерес, зародившийся у дошкольника, поможет ему в будущем успешно и увлеченно обучаться всему, что он посчитает нужным.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии