Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
Ребёнок последний год почти не учится. Конечно, во многом, я считаю, школа постаралась: классный руководитель каждый год новый, русского языка почти четверть не было: учитель в больнице, а на замену никто не выходит. Жалобы писали, с директором встречались – всё без пользы. Итог – три двойки за четверть. Это для сына прорыв, до этого больше одной не было. Хотя и одна двойка – много. Каждый раз договариваемся на каникулах позаниматься, догнать программу, закрепить материал… И каждый раз сын технично сливается.
Говорю ему: ты уже выше меня ростом, у тебя в следующем году выпускные экзамены, как тебя заставить заниматься? Отвечает, что учиться очень трудно, а он за это денег не получает. Учиться в каникулы – это двойной тариф должен быть. А так у него никакой мотивации нет. Неужели я думаю, что тройка в четверти имеет хотя бы какое-то отношение к мотивации?
Просила своего брата с ним поговорить. Но как? Тот сам криминала в происходящем не видит: все нормальные пацаны в восьмом классе не учатся, парень сам должен понять, что это ему надо, заставлять – дохлый номер и трата нервов. Я это понимаю. Но это мне через год голову ломать, куда сына пристраивать. В колледж? Так там средний балл позволяет учиться на бюджете. В школе? Так здесь сделают всё возможное, чтобы сын «выпустился», кому нужно такое отношение и успеваемость? Пусть идёт работать? Так кто его в шестнадцать да без навыков возьмёт?
Учебная мотивация в подростковом возрасте – очень непростая тема. Если посмотреть на кривую успеваемости школьников, то можно увидеть большую яму в области 6-8 параллели. К девятому классу ситуация и в самом деле немного выправляется. Хотя тот же экзамен ОГЭ по математике последних лет показывает, что примерно треть девятиклассников подходит к нему неподготовленными.
У современной школы для работы с мотивацией ученика практически нет инструментов: внеурочная деятельность добровольна, замечания – тема скользкая, права ребёнка обширны, правила условны… Описываемый вами дефицит специалистов, к сожалению, нарастает. В штатном расписании постоянно образуются дыры из-за текучки кадров, и решить этот вопрос локально силами администрации конкретно взятой школы не представляется возможным.
Сын и его дядя проблем в происходящем не видят, но вы испытываете тревогу и не способны перестать беспокоиться. Просто махнуть рукой со словами «будь что будет» не можете, могли бы – давно так сделали бы. Чтобы снизить тревогу, попробуйте прояснить её.
Выберите полчаса свободного времени, чтобы вас не отвлекали ни бытовые, ни рабочие дела, и посвятите их снижению своей тревожности. Представьте, что произошло самое страшное в этой ситуации со слабой подготовкой к экзамену. Опишите максимально детально то, что видите. Предположим, произойдёт именно это. Итак, сын не сдаёт экзамен трижды, ему нужно повторить обучение по предмету или полностью остаться на второй год. Как это повлияет на вашу жизнь? Чем тогда следующий год будет отличаться от того, что происходит сейчас? Что в этом страшного? Как к этому можно подготовиться?
Довольно часто самым пугающим бывает мнение соседей и родственников. Однако им можно не рассказывать или не вдаваться в детали.
Основная идея предложения заключается в том, что вы не тревожитесь по поводу неприятных последствий, а планируете их, то есть управляете ими, строите варианты своего поведения для решения ситуации. Такой подход формирует совершенно иное восприятие происходящего. Из жертвы обстоятельств вы превращаетесь в человека, осознающего, что ему предстоят трудные времена, но не теряющего контроля над ситуацией.
Когда картинка сложится достаточно детальная, можете её обсудить с сыном: что вы предполагаете с наибольшей вероятностью, как предполагаете себя вести, чего от него ожидаете… Пусть парень выскажет свои дельные предложения. Не исключён и вариант, когда ваше планирование его провала заденет сына настолько, что ему захочется вас переубедить. Особо рассчитывать на это не стоит, но вероятность такого развития событий не нулевая.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии