Незашоренным взглядом
Незашоренным взглядом
Незашоренным взглядом
В Музее художественного творчества Советского района открылась юмористическая выставка известного городковского художника Александра Шорина под названием «Давайте улыбнемся!».
Заметил недавно такую странность: практически любое мероприятие районного (или того больше) масштаба начинается задолго до. Вот и нынешняя зима – время, которое предваряло выставку, – лично для меня прошла «под эгидой» Александра Сергеевича Шорина. Знакомство с ним состоялось абсолютно случайно в первых числах декабря, когда я делал материал о Центре эстетического воспитания детей и подростков «Бембикс». «Есть в нем (Шорине) что-то от английского лорда, – подумал я. – Высокий, худощавый, спокойный, интеллигентный...»
Тогда же я впервые услышал о студии «М’арт»: «У нас 12 действующих художников, художников очень высокого уровня. Их картины есть в частных коллекциях Европы и Америки. В это объединение входят как профессионалы, так и любители, которые стали художниками за период нахождения в «М’арте».
В феврале был на дне рождения у подруги. На стене картина. «Это откуда?» – спрашиваю. – «А, это маме один художник подарил. Шорин. Она уже давно здесь висит». – «Странно, не замечал…»
И вот вечер в ДМ «Юность». Открытие выставки сопровождала «юмористическо-лирическая литературно-музыкальная» программа с участием известных и неизвестных поэтов и бардов. Но не в обиду выступавшим будет сказано: самое удивительное в тот воскресный вечер, безусловно, располагалось на стенах.
Выставку условно можно разделить на три части. Первая – «Пастельные сцены» – началась еще в коридоре первого этажа и, видимо, по причине несоответствия заявленной теме выставки не попала «под блеск софитов». И краски у картин соответствующие: блеклые, матовые, холодные. Мотивы – сюрреалистические. Главное действующее лицо – Природа. Самая яркая (в прямом смысле) картина – «Дом ученых» – живописует наш культурный центр как луч Света в темном царстве тайги. Еще одна ослепительная вспышка – на работе «Футляр для Евы» – отсылает зрителя к моменту сотворения женщины Богом. Все готово: и телесная оболочка, и сердце в виде запретного плода, которое предстоит отдать своему единственному мужчине. Осталось дело за малым: вдохнуть жизнь. И самое совершенное из божьих творений обретет плоть и кровь, встав со своего благоухающего ложа.
Часть вторая. «Холст. Масло. Юмор». В эту галерею вошли работы, большинство из которых стали визитной карточкой художника. И чуть ли не половина посвящена представителям семейства кошачьих. Здесь и «Кот Академ», «Кот и Вася», и кот, разомлевший и дремлющий прямо на маленьком деревце в японском стиле («Бонсаи»), и хулиганского вида котяра, вылепленный из элементов букета: цветков, стебельков, листиков («Букет для тещи»). Обилие котят, котов и кошечек продолжает ассоциативный ряд: студия «М’арт» – выставка в марте – мартовские коты. Апогей кошачьей темы – работа «Бывали дни веселые» – своеобразный привет еще одному страстному любителю кошек – художнику Борису Касьянову.
Не могу не сказать и об известной картине «15 женщин и 2 лошади». Кто-нибудь уже нашел в этом море голубых лепестков 15 женщин? Я, как ни старался, больше одиннадцати различить не смог.
Часть третья – «Книжки-раскраски». Помню, очень давно, в юности, видел юмористические рисунки Шорина в каких-то газетах (названий газет не помню, а рисунки помню!), и они были, как и полагается рисункам в газетах, черно-белыми, графическими. А теперь представьте, что будет, если ребенку дать контурный рисунок и пачку карандашей? Он его начнет раскрашивать! Примерно то же самое произошло и с графикой художника Шорина. Вернувшись в детство – разукрасив свои графическо-юмористические рисунки, он сделал их теплее и приятнее на ощупь зрительским взглядом.
Многие ошибочно считают Александра Шорина художником-карикатуристом, хотя он сам от этого «звания» старательно отказывается. И по праву. Карикатура, по определению, это гротескное сатирическое изображение каких-либо социальных, общественно-политических явлений или реальных людей. К этому можно добавить еще, что карикатура – штука острая и взрывоопасная одновременно. Знаменитый советский карикатурист Борис Ефимов (отметивший в прошлом году свое 106-летие!) был включен Гитлером в особый список личных врагов №1 – «Найти и повесить!» – за карикатуры и шаржи на свою личность. А чуть больше года назад опубликованная в газете карикатура датского художника на пророка Мухаммеда спровоцировала очень серьезное обострение отношений между Востоком и Западом.
Александр Шорин, к счастью, далек от подобных политических страстей. Его ипостась, как он сам ее определяет, – жанр юмористического рисунка. Хороший музыкант способен услышать мелодию в журчании ручья. Хороший поэт черпает метафоры в явлениях природы. Художник с чувством юмора видит его в вещах, в которых мы – вечно бегущие и вечно смотрящие на оболочку, а не в нутро – не увидим его никогда. И Александр Сергеевич очередной своей выставкой как бы говорит нам: «Посмотрите, люди, что бы вы могли увидеть, если бы захотели, если бы на секунду смогли остановить свой бег и дать минимальную волю фантазии». Словом, у Шорина взгляд незашоренный. Именно такой взгляд должен быть у настоящего творца.
И пожалуй, центральная работа, квинтэссенция всей выставки – «Город веселой мечты». На большом холсте изображено странное поселение неопознанного административного характера (город – не город, деревня – не деревня), при внимательном взгляде на жителей которого узнаешь сюжеты множества юмористических рисунков Шорина! Только на стене напротив все они занимают отдельные квартиры-рамки, а тут – своеобразная малосемейка, общежитие смешного абсурда. Как мечтательно сказал по окончании выставки сам художник, глядя на эту картину: «Мне осталось только дом выбрать».
Для самых стойких гостей выставки ее хозяин приготовил памятные брошюры с набором лучших образцов своей юмористической графики. На обложке издания – рисунок, понравившийся мне больше всех: обезьянка, которая уже приготовилась обрезать ножницами собственный хвост со словами: «Ну, все. Пора!»
А ведь способность улыбаться – это, по сути, то немногое, что отличает нас от животных. Не задумывались? Вспомните слова Мюнхгаузена из фильма: «Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны. Умное лицо – это еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Давайте улыбнемся! А?
Сергей МАЛЫХ
Комментарии