Неприличные игры
Неприличные игры
Шестилетняя дочь в последние месяцы заводит странные игры со своей двоюродной сестрой. То они титями меряются, то больничка у них какая-то странная, со спущенными штанами. После того, как её за такие забавы отругала бабушка, стала прятаться. Ведь понимает, что делает плохо, но всё равно продолжает. Как с ней поговорить, чтобы она поняла, что такие игры не подходят ей по возрасту?
Ваша дочь проходит фаллическую стадию психосексуального развития, её интерес к телу, собственным ощущениям от различных воздействий вполне закономерен. Другое дело, что сейчас действия и слова взрослых формируют у ребёнка убеждение в том, что сексуальные проявления – это нечто недопустимое, неприличное, грязное, глупое. От того, как себя поведут старшие, как оценят её интерес и поведение в описываемой области, во многом будет зависеть психосексуальное развитие девочки и её гармоничные семейные отношения в будущем.
У ребёнка есть интерес к телесным проявлениям, она стремится получить ответы на свои вопросы опытным путём. Пресечь сейчас её любопытство не получится. Если вы ругаете дочь за это, она не перестанет интересоваться, а постарается не попадаться: станет лучше прятаться, будет убедительно пугать двоюродную сестру, почему взрослым ничего нельзя говорить о таких играх – какая это страшная тайна. Как известно, если не получается пресечь безобразие, то лучше всего его возглавить.
Купите энциклопедию, посвящённую строению тела человека. Полистайте её перед сном с ребёнком. Можно начать разговор так: вам кажется, что у неё накопились вопросы о том, как устроен человек, и вы готовы на них ответить; к этому разговору подготовились, купили и прочитали книгу. Если у девочки будут вопросы, на которые не знаете ответа, то надо их выслушать, может быть, даже записать, взять время, чтобы подумать, и ответить позже. Ответить обязательно, причём вернуться к разговору по собственной инициативе. Это необходимо для формирования доверительных отношений. Слова должны подтверждаться поведением: мама сказала – мама сделала. Тема строения и функционирования тела для девочки сейчас доминантна, поэтому она не забудет, что вы обещали, но не рассказали.
Подобным образом вы удовлетворяете любопытство и строите доверительные отношения с дочерью. Важно, чтобы по такой сложной теме, как сексуальное развитие, став старше, девочка с вопросами шла к вам, а не к одноклассницам или в соцсети.
Далее поговорите о правилах, которые в нашем обществе связаны с телом и телесными проявлениями. Например, у нас не принято публично обнажаться, не принято прилюдно проявлять чувства: можно нежно прикоснуться губами к щеке при прощании, но крепко-крепко обнимать и долго целовать лучше дома или уединившись.
Разделите эти правила на два блока: первый – ты можешь делать, второй – по отношению к тебе могут делать. К тебе никто не имеет права прикасаться, если ты этого не хочешь (ни взрослые, ни дети). Тело – храм души, он только твой. Поэтому если что-то не нравится в отношении тебя, твоего тела, можешь это прекратить любыми способами. Подумайте, как расширить свод правил. Попробуйте его заранее обсудить со взрослыми, которым доверяете, а затем озвучьте дочери.
Во время разговора о телесном важно сохранять спокойствие, какие бы вопросы дочь ни задала (накануне выпейте валерьянки). Если в какой-то момент почувствуете, что душевное равновесие удержать не удаётся, возьмите паузу со словами: мне нужна минутка, чтобы собраться с мыслями.
Дело не в том, что такие игры не подходят для детей определённого возраста, а в том, что, принуждая к ним младших, девочка может нарушить их право на неприкосновенность. Интерес лучше удовлетворить, задавая вопросы маме.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии