Ненавижу школу
Ненавижу школу
Сын-пятиклассник не любит школу – совсем, вообще. Мечтает, чтобы её не стало. И дело здесь не в переходе в среднее звено. Так он к школе относился всегда. Постоянно ведёт разговоры о том, зачем вообще нужна школа, что это всё чушь и насилие над детьми, что ничему важному там не учат. Поговорить о том, а что было бы полезным, не получается – чётко выраженных интересов у сына нет. На летних каникулах было спокойнее: прогулки, друзья, компьютер. Как только появилась школа, нашей семейной идиллии пришёл конец.
Несколько дней назад у него была проверочная работа. Отметки ещё не выставили, но сын уверен, что написал плохо. Скандалил по этому поводу почти час. Разговор, в ходе которого так накрутил себя, начал сам. Кричал, что лучше умереть, чем ходить в школу! Я его не ругаю, да и за что ругать-то... И успокоить не могла. Как помочь сыну в такой ситуации?
Прежде чем планировать конкретные шаги, необходимо понять, что происходит и что является основным источником беспокойства. Обозначьте поле деятельности. Возможен ли отказ от очного посещения уроков? Сейчас каждая школа по родительскому заявлению организует обучение с использованием дистанционных технологий. Это убирает проблему ежедневного контакта со школой, но увеличивает нагрузку на родителей и детско-родительские отношения. Ведь онлайн-уроки проходить не будут, учителя дают только задания, которые необходимо выполнять и высылать на проверку. Раз в месяц или четверть – очная аттестация: контрольные и зачёты. Такой режим требует от родителя собственной организованности и усилий по организации ребёнка.
Конечно, необходимо прояснить, что именно настолько угнетает мальчика в школе, что он кричит о ненависти и готовности умереть. Здесь возможны различные варианты. Если это ситуация проверки знаний, тогда можно, углубившись в данную тему, научить ребёнка мобилизации и более лёгкому прохождению контрольных. Пишу сейчас такие общие слова потому, что, прежде чем говорить о конкретных рекомендациях, которые будут эффективны именно для вашего сына, надо понять, где именно у него сбой. Например, он боится того, что учитель будет сравнивать результаты работ и комментировать их в классе, называя фамилии с нелестными отзывами. Или для вашего ребёнка не справиться с самими заданиями – потерпеть фиаско внутри себя. Или он старается избежать ощущений тревоги и давления, которыми пропитывается класс в моменты проверочных работ. Три разных варианта переживаний – три стратегии их преодоления. Следует разбираться и вникать.
Если причина в отношениях с одноклассниками, надо смотреть на климат в классе и коммуникативные навыки вашего сына: что происходит, что говорит и делает сам ребёнок в классе, есть ли ситуации буллинга. Сложности часто появляются во время переформатирования, когда на параллели создаётся математический или исследовательский класс, тогда всех слегка лихорадит.
Если дело в отношении с педагогом, то необходимо взвесить, что сделать проще – перейти в другой класс или урегулировать конфликт с учителем. Вероятно, возможны и другие варианты...
С кем ещё сын обсуждает свою ненависть к школе? Если только с вами, то не исключено, что происходящее имеет отношение больше к вашим взаимодействиям, чем к школе.
Пока не стоит совершать резких телодвижений: выслушивайте, выражайте сочувствие и ищите источник напряжения. Можно встретиться со школьным психологом, попросить понаблюдать за классом сына, оценить психологический климат и происходящее в целом. Тогда станет понятнее: это персональные сложности вашего мальчика или так идёт адаптация пятиклассников к новой для них ступени образования.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта artzakaz.pro
Комментарии