Нельзя заставить учиться
Нельзя заставить учиться
Считаю, что когда-то выиграла в образовательную лотерею: поступила в школу при крупном университете, благодаря чему смогла в этот вуз поступить. Всем, что у меня на сегодняшний день есть, я обязана своему прекрасному университетскому образованию. В том числе и помогать родителям, которые остались в глухой сибирской деревне. Поэтому вполне закономерно моё желание побудить своих детей получать высшее образование. Мне казалось, что я делала большое благо, когда нанимала репетиторов для дочери, ходила с ней на дни открытых дверей на разные факультеты, часами говорила о выборе профессии, о радости познания, о том, что образование – это возможность.
Дочь средне сдала ЕГЭ, поэтому в университет поступила на коммерческой основе. Я ощутила укол разочарования, но заплатила. Первую сессию она закрыла условно, с долгом, на второй – вылетела. Мы серьёзно поговорили, она пофыркала, но на следующий год снова пошла поступать. И опять вылетела. А сейчас это произошло в третий раз. Мы с ней поругались. Прямо с криками и швырянием вещей. Я о себе наслушалась такого, что до сих пор руки трясутся.
Оказывается, я ужасная мать, за своими амбициями не вижу живого человека! Мне на неё и её мнение всегда плевать было: она не хотела учить математику и физику, она хотела свою ногтевую студию. И тех денег, которые я заплатила за её обучение в университете, ей вполне хватило бы на открытие бизнеса. Но я уперлась и, как глухарь на току, ничего слышать не хочу, а она универ ненавидит, образование считает пережитком.
У меня как будто почву из-под ног выбили. Я в своей семье – первый человек с высшим образованием. Теперь не исключено, что последний. Смотрю на сына-пятиклассника с опаской: вдруг он тоже чего-то рьяно хочет или не хочет, а я, ужасная мать, этого не слышу и не вижу?
Мы с дочерью не разговариваем уже несколько дней. Не понимаю, куда двигаться дальше.
В основе конфликта лежит противоположное отношение к образованию. Вы считаете его важным и необходимым, дочь думает иначе. Её мнение может основываться на разных факторах:
1. Ей может тяжело даваться обучение в силу среднего или низкого когнитивного развития. Тогда она прикладывает огромные усилия, а результат оказывается посредственным. Девушка расстраивается, но выше головы прыгнуть не может.
2. Дочь считает, что обучение в вузе отнимет много сил и времени, но не даст ощутимого прироста в доходах. И не хочет тратить время на образование, ведь не понимает его смысла.
3. Дочери кажется, что работать легче, чем учиться. У неё, например, есть знакомые, «пилящие» ногти, которые могут себе позволить вещи, недоступные ей. Пока она пытается учиться, её содержите вы, и сумма карманных денег зависит от вас. А всё, что приобретается помимо карманных денег, скорее всего, должно быть согласовано и зависит от вашего одобрения.
Вы пытались облагодетельствовать дочь тем, что считали благом сами. Вам именно образование позволило уехать в большой город и значительно поднять уровень своей жизни по сравнению с родительским. Но дочь никогда не жила в сибирской глубинке. Она родилась в большом городе со всеми его возможностями и, увы, искушениями, поэтому не считает образование возможностью для переезда. Вы честно вложились в создание для детей такой возможности, как её видели и понимали. Пока дочь была несовершеннолетней, вы несли за неё ответственность. Теперь она уже взрослая. Вы не можете заставить её учиться. У вас не получается до неё донести важность образования. И свою профессиональную траекторию она должна теперь определять сама.
Самое лучшее, что можете сейчас сделать для дочери, это отпустить её и позволить начать накапливать личный жизненный опыт, совершая собственные ошибки.
Сейчас ваши отношения с дочерью поставлены на паузу. Это хорошая возможность собраться с мыслями: какого развития ситуации вы хотите? Представьте волшебную палочку в руках и помашите ею.
Можно выписать всё желаемое на листок, причём на первом шаге даже не фильтровать идеи. Если хотите, чтобы дочь вернулась в университет, пусть и такой пункт будет. Затем сверьте список с чувством реальности, что оно по поводу каждого пункта скажет: возможно такое или нет. Вычеркните то, что чувство реальности посчитает невозможным.
Проранжируйте то, что останется. По степени желаемости и осуществимости. Выберите 2-3 верхних пункта из оставшихся на листе списка. Напротив каждого пометьте, что готовы сделать для того, чтобы было так, как вы хотите.
Например, хотите, чтобы человек, который не прислушивается к вашему мнению, не подчиняется правилам вашего дома, жил отдельно. Что можете сделать для этого? Предложить сдаваемую сейчас квартиру, внести первый взнос по ипотеке или собрать чемоданы? Если хотите, отмеченные пункты и соображения о собственных вложениях можно описать единым целостным текстом.
Итак, вы готовы к разговору с дочерью. Пригласите её пообщаться, лучше на нейтральную территорию, и поделитесь соображениями, как жить дальше. Действовать будете, исходя из её реакции.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии