• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:39 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Нельзя заставить учиться

    Нельзя заставить учиться

    Нельзя заставить учиться

    Считаю, что когда-то выиграла в образовательную лотерею: поступила в школу при крупном университете, благодаря чему смогла в этот вуз поступить. Всем, что у меня на сегодняшний день есть, я обязана своему прекрасному университетскому образованию. В том числе и помогать родителям, которые остались в глухой сибирской деревне. Поэтому вполне закономерно моё желание побудить своих детей получать высшее образование. Мне казалось, что я делала большое благо, когда нанимала репетиторов для дочери, ходила с ней на дни открытых дверей на разные факультеты, часами говорила о выборе профессии, о радости познания, о том, что образование – это возможность.

    Дочь средне сдала ЕГЭ, поэтому в университет поступила на коммерческой основе. Я ощутила укол разочарования, но заплатила. Первую сессию она закрыла условно, с долгом, на второй – вылетела. Мы серьёзно поговорили, она пофыркала, но на следующий год снова пошла поступать. И опять вылетела. А сейчас это произошло в третий раз. Мы с ней поругались. Прямо с криками и швырянием вещей. Я о себе наслушалась такого, что до сих пор руки трясутся.

    Оказывается, я ужасная мать, за своими амбициями не вижу живого человека! Мне на неё и её мнение всегда плевать было: она не хотела учить математику и физику, она хотела свою ногтевую студию. И тех денег, которые я заплатила за её обучение в университете, ей вполне хватило бы на открытие бизнеса. Но я уперлась и, как глухарь на току, ничего слышать не хочу, а она универ ненавидит, образование считает пережитком.

    У меня как будто почву из-под ног выбили. Я в своей семье – первый человек с высшим образованием. Теперь не исключено, что последний. Смотрю на сына-пятиклассника с опаской: вдруг он тоже чего-то рьяно хочет или не хочет, а я, ужасная мать, этого не слышу и не вижу?

    Мы с дочерью не разговариваем уже несколько дней. Не понимаю, куда двигаться дальше.

    В основе конфликта лежит противоположное отношение к образованию. Вы считаете его важным и необходимым, дочь думает иначе. Её мнение может основываться на разных факторах:

    1. Ей может тяжело даваться обучение в силу среднего или низкого когнитивного развития. Тогда она прикладывает огромные усилия, а результат оказывается посредственным. Девушка расстраивается, но выше головы прыгнуть не может.

    2. Дочь считает, что обучение в вузе отнимет много сил и времени, но не даст ощутимого прироста в доходах. И не хочет тратить время на образование, ведь не понимает его смысла.

    3. Дочери кажется, что работать легче, чем учиться. У неё, например, есть знакомые, «пилящие» ногти, которые могут себе позволить вещи, недоступные ей. Пока она пытается учиться, её содержите вы, и сумма карманных денег зависит от вас. А всё, что приобретается помимо карманных денег, скорее всего, должно быть согласовано и зависит от вашего одобрения.

    Вы пытались облагодетельствовать дочь тем, что считали благом сами. Вам именно образование позволило уехать в большой город и значительно поднять уровень своей жизни по сравнению с родительским. Но дочь никогда не жила в сибирской глубинке. Она родилась в большом городе со всеми его возможностями и, увы, искушениями, поэтому не считает образование возможностью для переезда. Вы честно вложились в создание для детей такой возможности, как её видели и понимали. Пока дочь была несовершеннолетней, вы несли за неё ответственность. Теперь она уже взрослая. Вы не можете заставить её учиться. У вас не получается до неё донести важность образования. И свою профессиональную траекторию она должна теперь определять сама.

    Самое лучшее, что можете сейчас сделать для дочери, это отпустить её и позволить начать накапливать личный жизненный опыт, совершая собственные ошибки.

    Сейчас ваши отношения с дочерью поставлены на паузу. Это хорошая возможность собраться с мыслями: какого развития ситуации вы хотите? Представьте волшебную палочку в руках и помашите ею.

    Можно выписать всё желаемое на листок, причём на первом шаге даже не фильтровать идеи. Если хотите, чтобы дочь вернулась в университет, пусть и такой пункт будет. Затем сверьте список с чувством реальности, что оно по поводу каждого пункта скажет: возможно такое или нет. Вычеркните то, что чувство реальности посчитает невозможным.

    Проранжируйте то, что останется. По степени желаемости и осуществимости. Выберите 2-3 верхних пункта из оставшихся на листе списка. Напротив каждого пометьте, что готовы сделать для того, чтобы было так, как вы хотите.

    Например, хотите, чтобы человек, который не прислушивается к вашему мнению, не подчиняется правилам вашего дома, жил отдельно. Что можете сделать для этого? Предложить сдаваемую сейчас квартиру, внести первый взнос по ипотеке или собрать чемоданы? Если хотите, отмеченные пункты и соображения о собственных вложениях можно описать единым целостным текстом.

    Итак, вы готовы к разговору с дочерью. Пригласите её пообщаться, лучше на нейтральную территорию, и поделитесь соображениями, как жить дальше. Действовать будете, исходя из её реакции.

    Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    340 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    400 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    359 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1133 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    440 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    597 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное