Не может привыкнуть к школе
Не может привыкнуть к школе
Мой старший сын Санька пошёл в прошлом году в первый класс и, кажется, до сих пор не адаптировался… Его постоянно в школе кто-то обижает, он жалуется и не хочет драться, мужа это выводит из себя.
А как ему драться, если он знать не знает, как нужно драться? Если он никогда этого не делал? Если у папы всё нет времени показать парочку хороших приёмов, а мама учит решать проблемы словами? А если он боли боится? И проиграть боится? В общем, даже представить не могу, как Санька будет драться… Вот, например, мой средний ребёнок умеет давать сдачи обидчику – это я прекрасно знаю. А Санька – трусишка.
Он в садике столько не болел, как сейчас. Понимаю, с чем это, скорее всего, связано: психоэмоциональная нагрузка, напряжение в школе, и, как следствие, организм пытается всеми силами остаться дома… В итоге из-за этих бесконечных пропусков сыну ещё сложнее сблизиться с одноклассниками, ведь часто отсутствующий ребёнок – почти как новенький. Вот такой замкнутый круг.
Предлагаю подойти с трёх сторон к решению возникшей проблемы:
1. Общение с папой могло бы многие проявления снять. Папа – это первичный социальный контроль для ребёнка, это мерило социальной активности и статуса. Папа – пример социальной адаптации. Ребёнок ведёт себя так, как, по его мнению, ждёт от него отец, по его примеру (с поправкой на возраст).
2. Пойти через более активное участие в адаптации сына к социуму, в настоящий момент к социуму школы.
Вы правы, ребёнок не будет драться, если никогда этого не делал, он не будет организовывать игру, если этого не делал, не будет поддерживать лидера игры, потому что никогда этого не делал... Возможно, дело в том, что Саня не умеет строить отношения со сверстниками, у него по каким-то причинам не сформировался этот навык за время дошкольного детства. Без родительской помощи будет сложно его выработать, учитывая личностные особенности мальчика, которые вы описываете.
Но поскольку с теми детьми, которых он знает давно, отношения хорошие, то дело, скорее всего, не в навыках общения в целом, а в навыках завязывания отношений.
Есть ли в классе дети, которые ему симпатичны? Есть ли в классе родители, с которыми вы знакомы? Можете ли вы приглашать этих детей к себе после уроков? Или договариваться о том, чтобы пойти в гости к ним?
Есть/складывается ли в классе традиция гулять после уроков/продлёнки на площадке? Помогите сыну войти в эти группы детей, играющих на площадке.
3. Помогите Сане выбрать друга в классе, вложитесь в эти отношения силами и временем. Тогда у сына будет надёжный товарищ, с которым его объединит совместно проведённое время и приятные яркие впечатления. Это совместные поездки в новые места, экскурсии, игры, возможные, увы, при вовлечённом участии взрослого – вас или мужа. Сделайте Саню для выбранного им товарища необходимым источником интересных впечатлений. Пробудите в ребёнке творчество в организации досуга, что можно сделать, например, через проводимое всей семьёй время, обсуждения того, что нравится/не нравится, совместное фантазирование, изучение всевозможных подвижных и настольных игр.
Постепенно ребёнок насыщается идеями, какие-то из них присваивает и начинает развивать как свои.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии