Наука и чёрный пиар
Наука и чёрный пиар
Недавно в журнале «Тренды в экологии и эволюции» вышла статья, ставящая под сомнение существование т.н. синдрома одомашнивания, который был впервые описан ещё Чарльзом Дарвиным и изучался академиком Дмитрием Беляевым, много лет проработавшим в Институте цитологии и генетики СО АН.
Вопросы, поднятые в статье, важны для научной дискуссии, но приведённые аргументы указывают на то, что авторы пользовались не столько опубликованными данными эксперимента, сколько обзорными материалами и не всегда корректными упоминаниями работ сотрудников ИЦиГ СО РАН журналистами.
Главный аргумент критиков эксперимента Беляева – утверждение, что академик и его коллеги работали с лисицами, завезёнными ещё до войны из Канады, которые и положили начало клеточному звероводству в СССР. По мнению зарубежных коллег, эти животные изначально были особенно дружелюбны к человеку, что и позволило советским учёным получить в короткий срок одомашненных лисиц и обнаружить у ряда из них белые пятна на голове и туловище. Авторы подтверждают это историческими фотографиями особей, содержавшихся на звероферме на острове Принца Эдуарда, где лисицы подходят к человеку.
Но использование этих снимков как раз указывает на плохое знание вопросов частной генетики лисиц авторами статьи – специалистами в биоинформатике, эпидемиологии, геронтологии, генетики собак. «Беломордый» окрас лисицы не аналогичен пятнистости, описанной Беляевым с коллегами и возникающей под влиянием мутации «звезда». Он имеет совершенно другую генетическую природу и никак не связан с поведением.
На фотографии также показаны взаимоотношения человека с лисицами. Подобные примеры приручения диких животных (волков, лисиц, хорьков, рысей, леопардов и многих других) все хорошо знают. Однако такое поведение не наследуется и никак не связано с полученной сибирскими учёными уникальной популяцией с генетически закреплённой, передающейся от поколения к поколению подавленной агрессией и эмоционально-положительной реакцией на человека. Только беляевские лисицы и представляют собой модель исторического одомашнивания животных.
Этот эксперимент был повторён в ИЦиГ СО РАН ещё на двух модельных популяциях животных – американской норке и норвежской крысе, которые никакого отношения к канадским островам не имеют, но показали схожие результаты по поведению. Более того, на ферме ИЦиГ отбор ведётся в двух противоположных направлениях – дружелюбное и агрессивное поведение по отношению к человеку. Оказалось, что животные, изначально имевшие одинаковый генетический фон и живущие в одинаковой среде, могут демонстрировать альтернативное поведение, закреплённое генетически.
Уверены, что ставить под сомнение результаты эксперимента могут только исследователи, повторившие этот эксперимент и не получившие аналогичных достоверных данных. В противном случае дискуссия голословна и направлена на создание нездорового ажиотажа в прессе (с момента публикации статьи 3 декабря она была процитирована в соцсетях уже более 27 тысяч раз). Кроме того, её можно считать маркетинговым ходом для продвижения частной фирмы одного из соавторов по генотипированию ДНК собак частных владельцев.
Тем не менее, мы полностью разделяем мнение авторов статьи, что дикие животные стали домашними благодаря изменениям, произошедшим при адаптации к новой среде обитания около человека. Но, по нашему мнению, важнейшим фактором этой адаптации был отбор на дружелюбное поведение, что и воспроизводит экспериментальное одомашнивание лисиц.
В ближайшее время эксперты ИЦиГ планируют отправить ответную статью в редакцию журнала «Trends in Ecology and Evolution».
Пресс-служба ФИЦ ИЦиГ СО РАН
Комментарии