• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:04 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Научный резерв

    Научный резерв

    Начало учебного года в школе №162 запомнилось ярким событием. Перед старшеклассниками с лекцией «Как вещество становится лекарством» выступила профессор университета штата Коннектикут (США) Робин Богнер.

    Стирая грань между школой и вузом

    Не смущаясь высокого статуса, школьники смело задают вопросы: чем отличается дешевый парацетамол от дорогого? Правда ли, что есть лекарства в виде жевательной резинки? Некоторые даже остаются после лекции, чтобы побеседовать с американским профессором один на один. Ребята не в первый раз общаются с именитыми учеными: в прошлом году приезжал профессор из Австралии, а в классах естественно-научного профиля читает лекции заведующая кафедрой химии твердого тела НГУ доктор наук Елена Болдырева.

    Практические занятия старшеклассников в кабинете химии начинаются после уроков, чтобы ребята могли заниматься столько времени, сколько необходимо для усвоения материала. Скоро школьная лаборатория будет модернизирована: учитель химии – научным сотрудником Института катализа кандидат наук Сергей Семиколенов заказал в США новое оборудование. Есть ученая степень и у Елены Ворониной, преподающей биологию в старших классах.

    – Для юных биологов на территории школы планируем установить теплицы, – продолжает Анна Михайловна. – Дети смогут проводить опыты с растениями, в том числе по программе изучения свойств трав Прованса. Для выращивания зеленых питомцев можно использовать даже плоскую крышу пристройки, а подвальные помещения подойдут для грибов.

    По словам директора школы Анны Леонтьевой, образовательное учреждение не только дает хорошую теоретическую базу, но и готовит к научно-исследовательской деятельности. Межшкольные проекты «Химия-детям», «Физика-детям» (в планах и «Биология-детям»), программа «Первые шаги в науке» призваны превратить обычных школьников в юных исследователей. Начиная с этого года к естественно-научным дисциплинам будут приобщаться и воспитанники детского сада: на базе школы в ближайшее время откроются три группы. Директор рассчитывает, что непрерывный образовательный процесс поможет нивелировать границы между детским садом и школой, а также начальными классами и средним звеном.

    Золотой фонд нашего города

    Эта работа уже приносит свои плоды: ученики школы внесены в «Золотой фонд Новосибирска – 2011». Особо заметны успехи естественно-научного направления: его развитие тесно связано с научно-исследовательской работой учащихся. Начиная с 2009 года, в школе реализуется ряд международных проектов: «Изучение питьевой воды», «Создание парфюмерной композиции», «Выращивание кристаллов». Углубленное изучение иностранных языков открывает возможности для сотрудничества с партнерами из Франции и Германии.

    Профессор Елена Болдырева гордится юными учениками:

    – В прошлом году в старших классах я читала лекции по кристаллографии. После лекций – практика: с ребятами занимались мои студенты и аспиранты. Юные исследователи успешно выступили в школьной секции Международной научной студенческой конференции, где завоевали призовые места. Никита Богданов изучал влияние внешних условий на скорость кристаллизации, а работа Ксении Айриянц была посвящена выращиванию кристаллов в силикатном клее. Четверо школьников во время поездки в Гренобль представили свои доклады в институте Neel Французской академии наук и получили высокую оценку зарубежных ученых.

    Другим итогом поездки во Францию стала договоренность с кристаллографическим музеем Гренобля о передаче плакатов, сопровождающих экспонаты, в музей школы №162. В качестве переводчиков пояснительных текстов выступают школьники, изучающие гуманитарные дисциплины.

    Теперь вчерашние старшеклассники уже стали студентами НГУ и других вузов, но все они с благодарностью вспоминают своих наставников, открывших им путь в науку. А школа готовится перенести успешный опыт работы на средние классы.

    Просто о сложном

    – Уверен: мы справимся! – без тени сомнения говорит об этих планах аспирант Института химии твердого тела и механохимии СО РАН Денис Рычков. – У нас очень сильный преподавательский состав. В прошлом году в проекте участвовали четыре человека, но число людей, как и количество часов, можно увеличить.

    На вопрос, что важно в работе со школьниками, Денис отвечает: открытость и честность. В ходе занятий приходится подробно комментировать трудные для понимания моменты; подбадривать тем, что, разобравшись, можно двигаться дальше.

    Преподавание – большой труд не только для учеников. Во время работы с детьми совершенствуется уровень знаний учителя. Любознательные школьники могут задать неожиданные вопросы из любой области. Здесь выручает фундаментальное университетское образование. Однако самое главное – излагать научные постулаты простым языком:

    – До того, как начнешь готовиться к уроку, полностью уверен в своей компетентности. Но вот задумываешься над объяснением – и понимаешь: в чем-то не столь силен! Приходится читать дополнительную литературу, консультироваться с коллегами. Обмен опытом позволяет совершенствовать курс, подбирать наиболее интересные эксперименты, – рассказывает Денис.

    Стиль преподавания, присущий научным сотрудникам,  отличается от всего, к чему привыкли дети, ведь факультативы не стеснены строгими рамками школьной программы. Сам Денис признается, что в свое время школьный учебник химии показался ему неинтересным, и для него настольной книгой стал двухтомник Майкла Фримантла «Химия в действии».

    Над проектом «Выращивание кристаллов», который был представлен во Франции, преподаватели и школьники трудились в течение всего учебного года. Около восьми месяцев потребовалось на освоение методов выращивания кристаллов: изучение влияния на их рост температуры, формы сосуда, скорости охлаждения. За оставшиеся два месяца параллельно с исследовательскими работами были подготовлены доклады и презентации: владение научным стилем речи обязательно даже для ученика, совершающего первые шаги в науке. Для продуктивного общения с коллегами не менее важно и знание иностранного языка. И пока школьники изучали непростую науку выращивания кристаллов, в 162-й школе осваивали непростую науку выращивания ученых. Что ж, смелый эксперимент удался!

    Юлия КАРПЕНКО

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    102 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    90 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    92 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    90 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    115 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    91 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное