Научный резерв
Научный резерв
Начало учебного года в школе №162 запомнилось ярким событием. Перед старшеклассниками с лекцией «Как вещество становится лекарством» выступила профессор университета штата Коннектикут (США) Робин Богнер.
Стирая грань между школой и вузом
Не смущаясь высокого статуса, школьники смело задают вопросы: чем отличается дешевый парацетамол от дорогого? Правда ли, что есть лекарства в виде жевательной резинки? Некоторые даже остаются после лекции, чтобы побеседовать с американским профессором один на один. Ребята не в первый раз общаются с именитыми учеными: в прошлом году приезжал профессор из Австралии, а в классах естественно-научного профиля читает лекции заведующая кафедрой химии твердого тела НГУ доктор наук Елена Болдырева.
Практические занятия старшеклассников в кабинете химии начинаются после уроков, чтобы ребята могли заниматься столько времени, сколько необходимо для усвоения материала. Скоро школьная лаборатория будет модернизирована: учитель химии – научным сотрудником Института катализа кандидат наук Сергей Семиколенов заказал в США новое оборудование. Есть ученая степень и у Елены Ворониной, преподающей биологию в старших классах.
– Для юных биологов на территории школы планируем установить теплицы, – продолжает Анна Михайловна. – Дети смогут проводить опыты с растениями, в том числе по программе изучения свойств трав Прованса. Для выращивания зеленых питомцев можно использовать даже плоскую крышу пристройки, а подвальные помещения подойдут для грибов.
По словам директора школы Анны Леонтьевой, образовательное учреждение не только дает хорошую теоретическую базу, но и готовит к научно-исследовательской деятельности. Межшкольные проекты «Химия-детям», «Физика-детям» (в планах и «Биология-детям»), программа «Первые шаги в науке» призваны превратить обычных школьников в юных исследователей. Начиная с этого года к естественно-научным дисциплинам будут приобщаться и воспитанники детского сада: на базе школы в ближайшее время откроются три группы. Директор рассчитывает, что непрерывный образовательный процесс поможет нивелировать границы между детским садом и школой, а также начальными классами и средним звеном.
Золотой фонд нашего города
Эта работа уже приносит свои плоды: ученики школы внесены в «Золотой фонд Новосибирска – 2011». Особо заметны успехи естественно-научного направления: его развитие тесно связано с научно-исследовательской работой учащихся. Начиная с 2009 года, в школе реализуется ряд международных проектов: «Изучение питьевой воды», «Создание парфюмерной композиции», «Выращивание кристаллов». Углубленное изучение иностранных языков открывает возможности для сотрудничества с партнерами из Франции и Германии.
Профессор Елена Болдырева гордится юными учениками:
– В прошлом году в старших классах я читала лекции по кристаллографии. После лекций – практика: с ребятами занимались мои студенты и аспиранты. Юные исследователи успешно выступили в школьной секции Международной научной студенческой конференции, где завоевали призовые места. Никита Богданов изучал влияние внешних условий на скорость кристаллизации, а работа Ксении Айриянц была посвящена выращиванию кристаллов в силикатном клее. Четверо школьников во время поездки в Гренобль представили свои доклады в институте Neel Французской академии наук и получили высокую оценку зарубежных ученых.
Другим итогом поездки во Францию стала договоренность с кристаллографическим музеем Гренобля о передаче плакатов, сопровождающих экспонаты, в музей школы №162. В качестве переводчиков пояснительных текстов выступают школьники, изучающие гуманитарные дисциплины.
Теперь вчерашние старшеклассники уже стали студентами НГУ и других вузов, но все они с благодарностью вспоминают своих наставников, открывших им путь в науку. А школа готовится перенести успешный опыт работы на средние классы.
Просто о сложном
– Уверен: мы справимся! – без тени сомнения говорит об этих планах аспирант Института химии твердого тела и механохимии СО РАН Денис Рычков. – У нас очень сильный преподавательский состав. В прошлом году в проекте участвовали четыре человека, но число людей, как и количество часов, можно увеличить.
На вопрос, что важно в работе со школьниками, Денис отвечает: открытость и честность. В ходе занятий приходится подробно комментировать трудные для понимания моменты; подбадривать тем, что, разобравшись, можно двигаться дальше.
Преподавание – большой труд не только для учеников. Во время работы с детьми совершенствуется уровень знаний учителя. Любознательные школьники могут задать неожиданные вопросы из любой области. Здесь выручает фундаментальное университетское образование. Однако самое главное – излагать научные постулаты простым языком:
– До того, как начнешь готовиться к уроку, полностью уверен в своей компетентности. Но вот задумываешься над объяснением – и понимаешь: в чем-то не столь силен! Приходится читать дополнительную литературу, консультироваться с коллегами. Обмен опытом позволяет совершенствовать курс, подбирать наиболее интересные эксперименты, – рассказывает Денис.
Стиль преподавания, присущий научным сотрудникам, отличается от всего, к чему привыкли дети, ведь факультативы не стеснены строгими рамками школьной программы. Сам Денис признается, что в свое время школьный учебник химии показался ему неинтересным, и для него настольной книгой стал двухтомник Майкла Фримантла «Химия в действии».
Над проектом «Выращивание кристаллов», который был представлен во Франции, преподаватели и школьники трудились в течение всего учебного года. Около восьми месяцев потребовалось на освоение методов выращивания кристаллов: изучение влияния на их рост температуры, формы сосуда, скорости охлаждения. За оставшиеся два месяца параллельно с исследовательскими работами были подготовлены доклады и презентации: владение научным стилем речи обязательно даже для ученика, совершающего первые шаги в науке. Для продуктивного общения с коллегами не менее важно и знание иностранного языка. И пока школьники изучали непростую науку выращивания кристаллов, в 162-й школе осваивали непростую науку выращивания ученых. Что ж, смелый эксперимент удался!
Юлия КАРПЕНКО
Комментарии