Наставники будущих ученых из гимназии №3
Наставники будущих ученых из гимназии №3
Завершился Всероссийский конкурс учителей биологии, математики, физики и химии – 2014. Для участия и победы в нем педагогам не нужно было заполнять анкеты и подавать заявки. Лауреатов конкурса определили их бывшие ученики – студенты, которые учатся на факультетах естественно-научного профиля вузов. Среди них организаторы провели опрос. Учителя, которых студенты называли чаще других, и стали победителями конкурса.
В номинации «Наставник будущих ученых» лавры достались четырем педагогам гимназии №3 – Ирине Ахметьяновой (физика), Наталье Ткачук (математика), Юлии Дубцовой (химия) и Татьяне Баймак (биология).
Ирина Ахметьянова становится победителем конкурса уже в четвертый раз, Наталья Ткачук – в третий, Юлия Дубцова – во второй. Татьяну Баймак бывшие ученики выбрали впервые. Что же, стабильность результата – один из признаков профессионализма. А секрет у каждого наставника свой.
Ирина Ахметьянова, преподаватель физики:
– Для того чтобы заинтересовать детей предметом, важна харизма учителя. Личность педагога должна быть яркой, без этого самая интересная тема может не увлечь ребят.
Сильной стороной своих уроков считаю импровизацию и творчество. Преподаю уже много лет, но ни один из моих уроков не похож на другой. Всегда придумываю что-то новое, иначе мне самой будет неинтересно. Это и есть мой секретный ингредиент.
Физику надо глубоко понимать – именно понимать, а не запоминать или заучивать, она не терпит поверхностного отношения. Безусловно, я использую физический эксперимент – как демонстрационный, так и сделанный на лабораторных работах детьми, но это вторично. Главное, на мой взгляд, – творчество, любовь к предмету, желание научить, а методы найдутся. Большое внимание уделяю личности известных физиков – рассказываю детям истории великих открытий, стараюсь, чтобы они увидели ученых живыми людьми, со своими судьбами, мировоззрением.
Взять такое важное событие в развитии техники и экономики, как изобретение паровоза. Ученик становится соучастником истории, понимает, как повлияло открытие на прогресс и людей.
Роль наставника вижу в том, чтобы заинтересовать ребенка предметом и раскрыть его способности. Я учила детей с 7-го по 11-й класс, из 26 человек 11 поступили на физфак НГУ. Даже те ребята, которые не выбрали своей специальностью физику, говорят спасибо за то, что научила их сдавать зачеты и готовиться к ним таким образом, чтобы они понимали материал. Такой нешколярский подход в системе помогает им адаптироваться в университете.
Важно научить детей ориентироваться в современном мире, прислушиваться к себе, развивать свои способности, не бояться. Свою задачу вижу в том, чтобы развить у ребенка способность к нахождению нетривиальных решений, свободному мышлению.
Наталья Ткачук, преподаватель математики:
– Влюбить детей в свой предмет – самое важное в преподавательской деятельности. Берем детей с пятого класса, доводим до 11-го, а в старших классах уже видны результаты работы. Пяти-, шестиклассников нужно заинтересовать, а в дальнейшем уроки уже проходят в атмосфере сотрудничества. Любой ребенок вправе высказывать собственные мысли. Хорошо, когда дети не боятся это делать. Все вместе стараемся найти разные формы и методы решений к одной задаче.
Важно, чтобы ребенок уходил с урока, понимая материал, а не зазубрив его, работая по выученным схемам. Тогда и результат будет. Выбирая профиль, школьник, прежде всего, идет на личность учителя. А когда он определился, выбрал направление дальнейшего обучения в вузе – значит и мы, учителя, ему в этом помогли. Научить учиться – задача наставника.
Татьяна Баймак, преподаватель биологии:
– Харизма педагога – хорошо, интересный предмет – отлично, но должен быть и современный уровень преподавания. Многие учебники написаны давно, содержат устаревшие знания, поэтому важно держать руку на пульсе достижений науки и знакомить с ними учеников.
Стараюсь придерживаться вузовской системы обучения, когда есть лекции, семинары, практические занятия. Также провожу творческие конкурсы, ученики мои участвуют в олимпиадах, турнирах российского и регионального уровней. Выход за пределы школьного класса и оценка себя на уровне биологического сообщества повышает мотивацию школьников.
Главная задача современного педагога – научить детей принимать решения. Ведь рано или поздно наступает момент, когда человеку приходится выбирать. Это и взрослым нелегко, а ребенку тем более, важно уметь определиться, чтобы не пожалеть о сделанном. Принимать решения – важный навык, который надо развивать.
Юлия Дубцова, преподаватель химии:
– Чтобы детям было интересно на моих уроках, часто использую проблемный способ обучения, то есть ставлю ребят перед задачей.
Большую роль отвожу химическому эксперименту: работа руками, с препаратами интересная и сложная. А на химическом практикуме ученики могут работать над своими исследовательскими проектами, с которыми выступают потом на конференциях разных уровней. Это важный момент, который детей цепляет, некоторые продолжают свои исследования уже в университете.
А роль педагога-наставника здесь – раскрыть возможности каждого ребенка. И если у него не получается что-то в выбранном направлении, возможно и перенаправить усилия. У многих детей сейчас низкая самооценка, поэтому учитель должен научить ребенка верить в себя, поддерживать и развивать эту веру, дать ему в руки не рыбу, а удочку.
Анна СЫЗРАНОВА
Комментарии