Национальные проекты в нашем районе
Национальные проекты в нашем районе
Национальные проекты в нашем районе Тема национальных проектов не сходит со страниц печатных изданий, широко обсуждается на различных встречах и совещаниях. Однако делается это односторонне и неполно. А вопрос заслуживает особого внимания, поскольку это совершенно новый – проектный – подход государственной политики в решении социально-экономических проблем общества. Для страны национальные проекты означают переход к социально ориентированной стратегии экономического развития. Он предполагает активное участие местной власти и тех социальных и профессиональных групп, на которые направлен, при активной поддержке федеральной власти.Администрация района - >>>
Тема национальных проектов не сходит со страниц печатных изданий, широко обсуждается на различных встречах и совещаниях. Однако делается это односторонне и неполно. А вопрос заслуживает особого внимания, поскольку это совершенно новый – проектный – подход государственной политики в решении социально-экономических проблем общества. Для страны национальные проекты означают переход к социально ориентированной стратегии экономического развития. Он предполагает активное участие местной власти и тех социальных и профессиональных групп, на которые направлен, при активной поддержке федеральной власти.
Суть национальных проектов – партнерство государства, местной власти и общественности. Каждый из этих уровней вкладывает в проект свои ресурсы. Государство и местная власть – это бюджет и нормативы, общественные группы – профессионализм и человеческий потенциал.
Выдвинутая и поддержанная думской фракцией «Единая Россия» идея консолидировать в решении важнейших проблем общества усилия федерации и местных органов власти сразу получила в Новосибирске положительный отклик и воплотилась в конкретных результатах, особенно касающихся таких сфер, как медицина и образование.
НАЦПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»
Это самый популярный проект. В районе консолидация усилий муниципалитета и федеральной поддержки выразилась в прорывном развитии здравоохранения в левобережной части района. Левобережье к концу 2000 года накопило массу проблем, касающихся всех сфер жизнедеятельности: в теплоснабжении, благоустройстве, культуре, образовании и особенно в здравоохранении. Обеспеченность медицинскими услугами составляла 40% от норматива. Решить проблемы Левого берега можно было только за счет комплексной программы.
При поддержке В. Городецкого такую программу утвердили в 2001 году и в течение 3-х лет реализовали. В ее решение из бюджета города вложено свыше 250 млн руб. Пришел газ на котельную КРК Советского филиала (бывшая котельная Опытного завода). Отремонтирована дорога по ул. Молодости. Реконструирован детский сад под музыкальную школу. Отремонтирован ДК «Приморский».
Особенно много сделано в медицине. Достроено здание стоматологической поликлиники №8, капитально отремонтированы женская консультация, взрослая и детская поликлиники. Достраивается новый терапевтический корпус городской больницы №3 и социальное жилье для медицинских работников (общежитие на 12 квартир).
Вот здесь национальный проект «Здоровье» сыграл чрезвычайно важную роль. В 2006-2007 годах для левобережной горбольницы №3 получено лабораторное оборудование, маммограф, комплект рентгеновского оборудования, аппарат УЗИ для женской консультации, электрокардиографы. В этом году к нам придут две проявочные машины, два фетальных монитора, кольпоскоп, гистероскоп, УЗИ-аппарат, цифровой флюорограф – всего на 13 млн руб.
Приведено к норме количество пациентов на участках. Сейчас на терапевтическом участке обслуживается до 1700 чел., на педиатрическом – до 800. Раньше кое-где это число превышало 2500.
Для закрепления кадров участковой службы и привлечения сюда молодых специалистов ее работникам в 2-2,5 раза повышена заработная плата. В прошлом году она составила 19 тыс. руб.
Важнейшее направление приоритетного национального проекта – проведение диспансеризации работников бюджетной сферы и дополнительных диспансерных осмотров граждан, работающих во вредных условиях. Это позволило своевременно установить диагноз и эффективно лечить сотни жителей района.
За счет средств, полученных медицинскими учреждениями за проведение диспансеризации, удалось увеличить заработную плату узким специалистам. Надбавка для врачей муниципального здравоохранения составила 1769 руб. в месяц, для медсестер – 772 руб.
Другое направление проекта «Здоровье» – родовые сертификаты. Средства, поступившие по ним, позволили и медперсоналу увеличить зарплату, и новое оборудование для женских консультаций купить, и дополнительно приобрести медикаменты.
Мало купить дорогостоящее оборудование, повысить зарплату и сделать ремонт. Нужно еще уметь пользоваться приобретением, знать все о новых методах диагностики и лекарственных препаратах. В нацпроекте отдельной строкой расходов предусмотрено повышение квалификации врачей. Поэтому в 2006-2007 годах проводилось интенсивное обучение врачебного и среднего медицинского персонала.
Если родовые сертификаты – самая удачная часть проекта, то дополнительное лекарственное обеспечение – самая сложная.
Несмотря на то, что за последние годы финансирование льготного лекарственного обеспечения выросло в 7 раз, а число «льготных рецептов» – более чем в 3 раза, полного удовлетворения потребности достичь не удалось.
Проведена большая работа по иммунизации населения, что позволило существенно сократить заболеваемость жителей района такими болезнями, как гепатит, грипп, коревая краснуха и др.
НАЦПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
В нем еще более значительную роль играет местное начало. Здесь назрели проблемы, связанные не только с ремонтом школ и детских садиков. Это переход к такому типу обучения и воспитания, в котором ученик не только объект воздействия, но и активное начало процесса. Партнерское взаимодействие учителя и ученика и определяет внутренние основания, благодаря которым та или иная страна становится мировым лидером, вносит свой уникальный вклад в общецивилизационное развитие.
Руководители образовательных учреждений, педагогическая общественность задолго до нацпроекта стали формировать условия для такого перехода. Благодаря системе тренингов для директоров школ, их заместителей, классных руководителей, руководителей попечительских советов, выборного детского актива школы возникли зачатки педагогического и ученического самоуправления, началось структурирование местного сообщества по проблемам образования.
Инновационная направленность на развитие новых отношений между учителем и учеником, школой и родителями – мощная поддержка для реализации проекта «Образование», в рамках которого пять образовательных учреждений района стали победителями. Это лицей №130, гимназии: №6 «Горностай», православная (2006 год), №3 и №5 (2007 год). Средняя школа №112 получила поддержку губернатора – 500 тыс. руб. за успешное внедрение инновационных программ в учебный процесс. Каждое из этих образовательных учреждений разработало свою программу развития и финансовый план под нее.
Министерством образования и науки РФ был объявлен конкурс на получение денежного поощрения лучших учителей в размере 100 тыс. руб. В 2007 году 8 педагогов района стали его победителями. Это учитель математики гимназии №6 А. Бекешева, учитель русского языка и литературы гимназии №5 Т. Гомаюн, учитель информатики лицея №130 Е. Гусельникова, учитель химии гимназии №3 Ю.Дубцова, учитель английского языка гимназии №6 Н. Заикина, учитель математики гимназии №6 Н. Перминова, учитель математики гимназии №5 А. Протопопова, учитель русского языка и литературы гимназии №6 И. Путинцева.
Другой аспект приоритетного нацпроекта – повышение статуса классного руководителя, в том числе и через дополнительное денежное вознаграждение за выполнение его функций. С 1 января 2006 года по сегодняшний день его получают классные руководители 18 общеобразовательных и 2 вечерних школ.
С 1 сентября этого года в Новосибирской области началась реализация комплексного проекта модернизации образования. 14 образовательных учреждений района вступили в эксперимент, в частности, по переходу на финансирование в соответствии с количеством учащихся и новую систему оплаты труда педагогов. Это позволило повысить зарплату учителей в 2007 году на 15-30%. В ближайшие три года стоит задача удвоить ее.
Одновременно с этим мэрия разработала комплексную трехлетнюю программу по благоустройству территорий образовательных учреждений, освещению и асфальтированию подъездов к ним. Уже реализуется программа расширения сети детских дошкольных учреждений. На левом берегу района в следующем году будет построен детский сад на ул. Энгельса, капитально отремонтированы два детсада, ранее используемые по другому назначению.
РЕФОРМА ЖКХ И ПАРТНЕРСТВО
Важнейшая задача реформирования ЖКХ – развивать чувство собственника у владельцев квартир, особенно в многоквартирном доме. Без этого реформа невозможна, поскольку иначе нельзя выстроить партнерские отношения между собственниками квартир и управляющей компанией. Повысить комфорт проживания в квартирах, доме, дворе не получится без того, чтобы человек творчески и как собственник подошел к их обустройству.
В районе действуют два общественных совета. Руководители домовых комитетов собираются вместе со своими управляющими компаниями и отрабатывают механизмы и нормы взаимоотношений. По мере того как государство начнет финансировать капремонты домов, прилегающих территорий, собственники будут готовы как партнеры не только участвовать в этом процессе, но и влиять на его эффективность.
Опыт, накопленный в рамках реформы ЖКХ, позволит наиболее эффективно развернуть национальный проект «Доступное жилье» и в нашем районе.
Это только первые результаты взаимодействия жителей района, сегодняшней федеральной власти и муниципальных органов управления: мэрии и городского Совета Новосибирска.
На очереди национальные проекты в области доступного жилья, индивидуального строительства, развития транспортной сети и другие.
А. Кулаев, первый заместитель главы администрации района, к.э.н.
Комментарии