Миллион за тест на рак
Миллион за тест на рак
Новосибирский аспирант Владислав Милейко из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН 14 декабря получил из рук Президента РФ национальную премию 1 млн руб. за разработку высокоточного метода ранней диагностики рака молочной железы. Если ученым удастся привлечь финансирование, то уже через полтора-два года диагностировать рак груди станет возможно, просто сдав кровь из вены.
Каждый год в мире появляются новые методы диагностики рака груди, но проблема выявления этого заболевания на ранних стадиях по-прежнему стоит очень остро. Самые информативные на сегодняшний день методы, такие как томография или соноэластография обладают чувствительностью свыше 90%, но эти приборы слишком дороги и сложны в использовании, поэтому требуют очень высокой квалификации специалистов. Все это делает невозможным их массовое применение. Несмотря на высокую детализацию изображения на этом оборудовании, опухоль легко упустить из вида даже высококвалифицированному специалисту из-за индивидуальных особенностей строения молочных желез каждого конкретного пациента. В результате около 30-40% женщин, прошедших аппаратную диагностику, так и не узнают о своем диагнозе вовремя. Более доступные и наиболее распространенные методы (маммография и анализ крови на белковые онкомаркеры) выявляют рак груди в 40-70% случаев. Если же учитывать статистические данные только для самых ранних стадий заболевания, то эффективность существующих методов окажется еще ниже. Ведь не секрет, что до 40% больных узнают о своем диагнозе на поздних стадиях.
НОУ-ХАУ – В ОБРАБОТКЕ КРОВИ
В испытаниях теста на раковую опухоль груди в Новосибирском областном онкологическом диспансере приняли участие более ста человек. 95% онкологических больных подтвердили свой диагноз, а две женщины, не подозревавшие о своем заболевании, узнали о нем впервые благодаря методу новосибирских ученых. Другими словами, чувствительность теста превысила 95%. Подготовка проб и обработка крови позволяет путем обычного ПЦР-анализа выявить продукты жизнедеятельности раковых клеток – фрагменты опухолевой ДНК. Специального лабораторного оборудования и высокой квалификации персонала для этого метода не требуется, а стоимость теста составит около 500 рублей. Один лаборант сможет обследовать до 50 пациентов в день.
Если все так просто, почему же никто в мире не сумел выявить рак по анализу крови? Ведь тест-систем для ПЦР-диагностики существует огромное количество. Дело в том, что в обычном объеме взятой на анализ крови очень мало онкомаркеров, и чтобы обнаружить их, пришлось бы анализировать кровь пациента чуть не литрами. Сибирские ученые решили эту проблему, разработав специальную методику подготовки образцов крови, которая в десятки раз увеличивает количество диагностируемого материала. Для анализа берут не только свободно «плавающую» в крови ДНК, но и материал с поверхности кровяных клеток. Взять такую ДНК непросто, так как она прочно связана с клеточной мембраной, поэтому обычно этот материал для анализов не используется. За рубежом последние три года ученые тоже пытаются выявлять по крови различные виды рака, но пока никто из них не решил проблему недостаточного количества онкомаркеров в анализируемой крови. В этом и кроется успех сибирских ученых, придумавших, как обработать образец крови, чтобы «взять» от него все необходимое.
НУЖНО ЕЩЕ 35 ПРЕМИЙ
Получить федеральную премию в 23 года, спустя всего лишь год после окончания университета, кажется почти невозможным. И хотя оба родителя Владислава – медики, а с детства он всерьез увлекался биологией, все-таки решающим фактором в этой победе стал его выбор места работы. В лаборатории ведущего научного сотрудника ИХБиФМ СО РАН Павла Лактионова, куда выпускник пришел стажироваться и работать над кандидатской диссертацией, уже пять лет занимаются разработкой методов диагностики разных видов онкологии. Некоторые виды оборудования здесь стоят почти миллион евро, при этом сказать, что ученые «вооружены до зубов», пока нельзя – кое-какие приборы для завершения проекта еще предстоит приобрести. Так что удовольствие вести работы мирового уровня совсем не из дешевых, и президентская премия в миллион рублей – довольно скромное вливание в разработку.
Заявления о новых способах диагностики рака на ранних стадиях появляются регулярно, но имеют слабое научное обоснование, а без объяснения, как именно они работают, все эти громкие «инновации» остаются на уровне гаданий на кофейной гуще и, конечно, не используются официальной медициной. Поэтому теперь ученым, опубликовавшим десятки статей в зарубежных научных журналах и защитившим патентами свои идеи, приходилось долго доказывать, что их заявления об успехах, в отличие от предыдущих «конкурентов», совсем не голословны. Строго говоря, реальных конкурентов в этой области у группы клеточной биологии, которой заведует Павел Лактионов, пока нет не только в России, но и нигде в мире.
– Пробиваться в мировое научное сообщество с новой идеей было непросто – никто не мог поверить, что в далекой Сибири родилось что-то принципиально новое, – говорит Владислав Милейко. – И лишь после того, как мы стали много публиковаться по этой теме в иностранных журналах, к нам начали обращаться зарубежные компании с предложениями купить нашу технологию, например, бельгийская компания OncoMethylome. Все их лаборатории за годы упорной работы потратили десятки миллионов долларов, но так и не смогли создать чувствительную тест-систему. Однако нам хотелось реализовать этот проект самостоятельно.
Зворыкинская премия в миллион рублей, которую получил Владислав Милейко на Всероссийском конвенте, – это национальная премия для молодежи в ежегодном конкурсе инновационных проектов Федерального агентства по делам молодежи в рамках программы «Зворыкинский проект». Работа новосибирского биохимика вышла на федеральный уровень после победы в конкурсе «Лаврентьевский прорыв», организованном Фондом поддержки молодежных инициатив Новосибирской области. После регионального конкурса последовал окружной, а затем и Всероссийский конвент. Так, всего за полгода проект вышел на федеральный уровень. На доработку, сертификацию и выпуск готового продукта потребуется еще пара лет и 36 миллионов рублей. Сейчас сибиряки готовят заявку в Российскую венчурную компанию и обсуждают участие частного инвестора в проекте.
Мария ШКОЛЬНИК
Комментарии