Ломоносов в Новосибирске (фото)
Ломоносов в Новосибирске (фото)
Многие полагают, что знаменитое высказывание о российском могуществе, которое прирастет Сибирью, Ломоносов произнес, пророчески глядя в будущее. Однако достаточно побывать в отделе редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН, чтобы понять, что Сибирь для Михаила Васильевича была полигоном для инноваций.
Возраст изданных еще при жизни автора «Первых оснований металлургии, или рудных дел» вызывает почтение – не часто приходится держать в руках книгу, выпущенную в 1763 году. Раритетное издание привезли в Сибирь тогда же, в XVIII веке. В ГПНТБ оно попало в составе книжной коллекции Колывано-Воскресенских горных заводов. 250 лет назад «заводская библиотека» была самым крупным собранием книг за Уралом. И не удивительно – ведь по тем временам медеплавильный завод с четырьмя печами, кузницей и мастерскими был мощным передовым производством, а выплавка меди на Колывано-Воскресенском и построенных позднее Барнаульском и Шульбинском заводах составляла до15 тонн в год.
Мастерам завода была остро необходима специальная литература. Такие книги, конечно же, были, но только изданные за рубежом. «Первые основания» Ломоносова стали настоящей библией для горняков и металлургов. Несомненно, что в жизни самого Михаила Васильевича это издание тоже занимало особое место. Первый вариант рукописи был подготовлен им еще в 1742 году, вскоре после стажировки во Фрейберге, старейшем горнозаводском центре Саксонии. Гениального русского ученого можно считать металлургом по образованию, ведь в Германию, как указывалось в его рекомендательном письме, он отправился, чтобы «усовершенствоваться в металлургии и прочих науках». Однако «Первые основания металлургии, или рудных дел» показывают, насколько он превзошел своих немецких учителей: для Ломоносова отправной точкой в геологии стало представление о постоянных изменениях, происходящих в земной коре. Эта идея намного опередила свое время и послужила основой для его гипотезы о возникновении рудных жил и способах определения их возраста.
На плотной, слегка пожелтевшей странице «Первых оснований» стоит старинная рукописная пометка, что «при сей книге есть чертежи». Чертежи действительно есть, хотя и несколько непривычные для современных инженеров – выразительные гравюры, на которых разрез шахты изображен посреди пасторального пейзажа, а костюмы рабочих радуют глаз тщательной прорисовкой. На первой странице – обращение ко всемилостивейшей государыне от «всеподданнейшего и всеусерднейшего раба Михайло Ломоносова» с пожеланиями, чтобы бесценное здоровье императрицы было ограждено «нерушимым металлом небесного покрова» – все же труд ученого был посвящен металлургии. Такие обращения – традиция того времени. Кстати, «Первые основания» – не единственное прижизненное издание Ломоносова в новосибирских библиотеках. Специалистам доступны и «Риторика» 1748 года, и «Краткий российский летописец» 1760-го. Листая страницы, к которым, быть может, прикасалась рука их гениального автора, видишь, как современны его научные идеи и как близок нам сам Ломоносов, предвидевший блестящее будущее окраины Российской империи.
И. Ильина
Фото автора
P.S. За помощь в подготовке материала автор благодарит сотрудницу отдела редких книг и рукописей ГПНТБ Т. Драгайкину.
Комментарии