Лето без мопеда
Лето без мопеда
Поругались с ребёнком в конце учебного года, до сих пор спокойствия никому нет. Сын перешёл в девятый класс, успехи так себе – средний балл аттестата 3,7. Но почему-то решил, что на окончание учебного года ему подарим мопед, должны подарить. Эта тема неоднократно обсуждалась, но всякий раз мы с отцом твёрдо ему говорили: будет 17, подарим тебе сумму, нужную для обучения на права, чтобы водить нормальную машину. А с мопедом или мотоциклом решишь сам, когда будешь самостоятельным и способным купить себе то, что захочешь.
Сын несколько раз к этой теме возвращался под разными соусами в течение года: то было бы здорово получить на день рождения такой подарок, какой хочется (подразумевая мопед); то не написать ли ему письмо Деду Морозу, тряхнуть стариной, так сказать… Но день рождения и Новый год проходили как-то более или менее спокойно. А в конце года закусился – почему-то решил, что мы пообещали, он совершенно точно так понял. Всем его друзьям подарили, а он один, как лох, ездит на велосипеде.
И вот уже больше месяца, о чём бы ни заходила речь, упираемся в этот несчастный мопед. Мы уже даже сказали: дай телефон родителей своих друзей, которые купили мопед своим детям, пообщаемся с ними, попробуем понять, что двигало родителями и как они со своими тревогами справлялись. Нет, тишина.
Как будто в голове сына что-то заклинило и никак его не отпускает.
Я бы предложила составить последний в этом году тематический разговор. Последний, подчеркнуть для сына, потому что больше вы к этой теме в этом году (или вообще) не возвращаетесь.
В этом разговоре надо выделить несколько блоков и детализировать. Начать с того, что подойти к теме с позиции законодательной базы: с какого возраста каким средством можно управлять, какие здесь у человека пятнадцати лет есть права и обязанности, и кто несёт наказание, если упомянутый пятнадцатилетний человек избыточно увлекается своими правами и нарушает правила.
Этими юридическими правилами очерчивается пространство, где возможны манёвры. Поэтому хорошо их знать, проговорить вместе с сыном: где заканчиваются его обязательства и начинаются обязательства его родителей, поскольку он несовершеннолетний.
Следующий блок психологический: в нём тоже можно выделить подпункты. Первый связан с тем, что вы на протяжении полутора месяцев живёте под психологическим прессингом или даже подвергаетесь террору. Каково вам внутри этой ситуации.
Второй психологический блок связан с тем, что подросток видит выход из-под прессинга только в одном направлении – вы покупаете ему мопед. Для вас же это в дальнейшем создаёт повод для постоянных переживаний и тревог, связанных с тем, что несовершеннолетний сын каждый день, выходя из дома, будет подвергать свою жизнь физической опасности.
Таким образом, возникает большой открытый вопрос: с чем справиться легче? Получается, что с первым. Здесь, по крайней мере, все живы и здоровы, под уголовное преследование никто не попадает, проблема остаётся локализованной внутри семьи.
Поэтому, как вы и говорили ранее, вами принято твёрдое решение. Вы на нём настаиваете. Однако готовы обсуждать различные другие виды досуга, доступные в каникулы. Вам тоже крайне досадно, что лето проходит, а приятные новые впечатления не копятся. У вас есть несколько идей по поводу того, где и как эти новые впечатления накопить, если у сына есть свои идеи, готовы их тоже обсудить. А идея получения новых эмоций через приобретение мопеда закрыта. Можно взять время на раздумья и вернуться к разговору о новых впечатлениях, например, завтра.
Можно в ходе разговора предложить ссылки на приемлемые форматы времяпрепровождения сына или всей семьёй. Это уже особого значения не имеет.
Мопед приобрёл в сознании подростка вид сверхценности, к тому же недоступной. Предлагаемый формат разговора – это способ сместить образовавшуюся доминанту или хотя бы предположить такую возможность.
Лето уходит, его можно провести не только на мопеде…
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии