• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 23:53 четверг, 25 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    25.04.2024
    USD: 92.13
    EUR: 98.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Куда катится мир

    Куда катится мир

    В Академпарке прошла научно-популярная конференция «NB Новосибирск». Её организатор Илья Кабанов, пять лет успешно проводивший фестиваль «Новоблогика», в этом году решил сменить привычный формат. Темой конференции стали взаимоотношения отцов и детей.

    Теперича не то, что давеча

    Обсуждения того, что человечество деградирует, нравственность падает, язык теряет свою чистоту, избежать не удалось. Доклад первого же лектора Виктора Сонькина, филолога, автора книги «Здесь был Рим», лауреата премии «Просветитель», назывался «Куда катится мир: недовольство молодёжью от Ромула до наших дней».

    – Я немного изменил название своего доклада на более понятное, обозначив тему как «Всё плохо», – оптимистично начал выступление Виктор. – Это история о том, как всё было плохо во все времена и всегда будет. Но в нашей власти поставить в конце или вопросительный знак, или восклицательный…

    Конечно, новости – и политические, и экономические, и уж тем более криминальные – оптимизма человеку сегодня не добавляют: войны, голод, эпидемии, новые болезни, массовые протесты, популярность наркотиков и алкоголя и прочее, прочее. Но, как оказалось, люди уже много веков говорят о том, что нынче всё хуже, чем раньше. В доказательство лектор привёл интересные цитаты. Вот, например, необычайно актуальные сейчас слова: «В наши дни портрет пишут за семь минут, рисовать обучают за три дня, английский язык втолковывают за сорок уроков, восемь языков одновременно преподают с помощью нескольких гравюр, где изображены различные предметы и названия их на этих восьми языках. Словом, если бы можно было собрать воедино все наслаждения, чувства и мысли, на которые пока что уходит целая жизнь, и вместить их в одни сутки, сделали бы, вероятно, и это. Вам сунули бы в рот пилюлю и объявили: «Глотайте и проваливайте!». Написал это в XVIII веке француз Николя де Шамфор.

    Язык твой – враг твой

    Не сегодня появилось и недовольство прессой. Причем за последние лет сто причины его существенно не изменились: «Менеджеры сенсационных газет не пытаются просветить своих читателей, а стремятся создать извращённые вкусы и развить порочные тенденции. У владельцев СМИ, по-видимому, лишь одна цель – увеличить тираж», – констатируют «Медицинские записки» в 1898 году.

    Каждый наш читатель когда-нибудь или сам возмущался тем, во что превращается русский язык, или хотя бы читал и слышал об этом. Как оказалось, в своё время был недоволен этим даже Пётр I. «В реляциях твоих употребляешь ты зело многие польские и другие иностранные слова и термины, за которыми самого дела выразуметь невозможно: того ради тебе впредь реляции свои к нам писать всё российским языком, не употребляя иностранных слов и терминов», – ругал монарх посла Рудаковского в 1724 году. Забавно, что это не мешало Петру и самому употреблять иностранные слова «реляция» и «термин».

    Негодование по поводу современного состояния языка испытывают не только русские. «Язык на высокой ступени своего развития – это прекрасный и точный инструмент, хотя и хрупкий. Английский в пору своего наивысшего расцвета – говоря очень приблизительно, это время можно определить, как время Честертона, Голсуорси, Льюиса и Толкина, был гибок, но твёрд и хирургически точен, когда требовалось. Теперь это не так», – ностальгирует американский блогер в 2004 году. Но если мы обратимся к той самой «поре расцвета», то прочтём: «Большинство из тех, кого хоть немного интересуют подобные вопросы, согласятся, что дела у английского языка плохи» (Джордж Оруэлл, 1946). И раньше, по мнению современников, ситуация не была идеальной. «Английский, скорее всего, превратится в обыкновенный жаргон», – написал в 1780 году Томас Шеридан. Ему казалось, что наиболее совершенно всё обстояло в годы правления королевы Анны. Но её современник Джонатан Свифт с этим не согласен: «От лица всех Ученых и Вежественных представителей Народа я скорблю о том, что наш Язык крайне несовершенен; его повседневные Улучшения не идут ни в какое сравнение с повседневной Порчей…»

    О времена, о нравы!

    Ещё одна распространённая претензия – упадок нравов. Что это такое, докладчик объяснил цитатой известного учёного Михаила Гаспарова: «Август с гордостью говорил, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным. В переводе на современный прозаический язык это означало резкое повышение жизненного уровня. А повышение жизненного уровня – это прежде всего наличие денег и возможность их тратить. Такая возможность, появляясь, всякий раз легко изыскивает для траты денег новые способы, непривычные старшему поколению; и старшее поколение осуждающе определяет эти новые способы как «падение нравов». Такое «падение нравов» – неизбежный спутник всякого быстрого подъёма вещественного благосостояния... Не следует преувеличивать ужасов этого «падения нравов», как преувеличивали их моралисты всех веков».

    – Каждый раз, когда вы слышите про развратную Европу или падение нравов в Америке, задумайтесь, – призвал слушателей Виктор Сонькин. – Чаще всего это значит, что там люди живут более богато и, возможно, более счастливо. Недаром все потоки эмиграции направлены в страны с падением нравов.

    Молодёжь уже не та...

    На особом месте всегда и везде стояло недовольство молодёжью. «Куда скрылась мужественная сила и атлетическая внешность наших предков? Могут ли это быть их законные наследники? Конечно, нет – племя женоподобных, самодовольных бездельников не может быть прямым потомством Пуатье и Азенкура», – пишет читатель «Town and Country» в 1771 году.

    В 1695 году по этой причине негодует и Роберт Рассел: «Я знаю из печального опыта, что грады и улицы полны развратными дурными детьми, и многие дети, играющие на улицах, порой бранятся и ругаются, называют друг друга по прозвищам. Сердцу становится тошно, если услышишь…».

    Но если обратиться к поколению отцов и даже дедов времён Роберта Рассела, то ситуация лучше не становится. «Юношество никогда не было более развратным, более люто развратным… Стариками пренебрегают, достойных презирают, властителей не боятся», – уверяет священник Томас Барнс в 1624 году.

    О нравах молодёжи беспокоились ещё во времена Древнего Рима. Но римлянам действительно пришлось туго. На историю их цивилизации, заметил Виктор Сонькин, пришлось несколько крупных войн, в том числе вторжение войск Ганнибала на территорию Италии, почти сто лет длилась гражданская война, так называемый «кризис третьего века», когда императоры сменяли друг друга с невероятной быстротой и почти никто из них не умер своей смертью. Но всё это римская цивилизация смогла преодолеть. И когда в 476 году вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола, римляне конца империи не заметили! Ведь ничего в их жизни не изменилось.

    Какой из этого урок? Виктор Сонькин считает: если вам кажется, что мир катится в пропасть и конец света близок, то это, скорее всего, не так. А вот настоящего конца света вы, с большой вероятностью, просто не заметите…

    Пожалуй, в следующий раз, когда меня посетят мысли, что молодёжь нынче читает мало, ведёт себя ужасно, а говорит на непонятном языке, стоит вспомнить эти цитаты былых времён. Ведь, как сказал профессор НГУ, генетик Павел Бороздин, каждое новое поколение хотя бы на одну ступень дальше от обезьян, чем их родители и учителя. А значит, уже поэтому умнее, красивее и лучше.

    Юлия ЧЁРНАЯ

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Разговор по душам
    Доброта впитывается с молоком матери
    2223 3
    "Навигатор" № 22 (1294) от 11.06.21
    Человек и общество / Разговор по душам
    Мама. 8 и 5
    3871 6
    "Навигатор" № 8 (1280) от 05.03.21
    Человек и общество / Разговор по душам
    Не будьте равнодушными!
    3383 1
    "Навигатор" № 46 (1268) от 27.11.20
    Человек и общество / Разговор по душам
    Принять неизбежное
    2224 1
    "Навигатор" № 16 (1238) от 01.05.20
    Человек и общество / Разговор по душам
    Рюкзак не повод для раздора
    1738 0
    "Навигатор" № 50 (1221) от 20.12.19
    Человек и общество / Разговор по душам
    Сердечная обида
    Часто в «Навигатор» пишут о хороших людях и о добрых делах, но иногда нам рассказывают о случаях,  причинивших сильную душевную боль. «Был тёплый воскресный день и мы с мужем решили погулять в ботсаду. Тихо шли по широкой дороге, любуясь прекрасной осенней природой...
    3235 7

    Популярное