Кризис выздоровления
Кризис выздоровления
Мой годовалый ребенок в последнее время стал неуправляемым. Чуть что – сразу в рев и срывается в истерику. Неделю назад выписались из больницы. Он там сначала ничего не ел, привезли домой – снова есть отказался. До больницы любил кашу, пюре на завтрак, а теперь даже в весе не прибавляет. Очень активный – везде лезет, все раскидывает. Утро начинается с того, что он просыпается, идет по дому и все разбрасывает. Педиатр ничего странного не находит, но до года мы наблюдались у невролога. Что это? Кризис первого года?
Если есть малейшие подозрения, связанные со здоровьем ребенка, то их необходимо устранить, чем быстрее, тем лучше. В кратчайшие сроки надо проконсультироваться у невропатолога, может быть, даже у нескольких специалистов, чтобы быть чувствовать себя уверенно. Если кажется, что педиатр недостаточно внимателен к ребенку, также стоит получить консультацию у того специалиста, которому доверяете. Ведь доверие к лечащему врачу – обязательное условие выздоровления. Если компетентный и облечённый вашим доверием специалист скажет, что ребенок здоров, то вы поверите в это и сможете передать свою уверенность ребенку.
Болезнь, пребывание в больнице часто возвращает ребенка назад в его развитии. Ему необходимо некоторое время, чтобы после этого вернуться к прежнему состоянию, и только потом начать двигаться вперед. Нужно заново освоиться дома, вернуться к прежним привычкам, режиму питания. Первичная адаптация обычно занимает 4-5 недель. Не переживайте и не торопите ребенка: спокойствие родителей и твердая вера в его силы помогут восстановится быстрее.
Объяснить годовалому малышу, что такое «нельзя», к сожалению, невозможно, поэтому следует сконцентрироваться на создании безопасного пространства и разнообразных способах переключения внимания. Семьи, где есть годовалый ребенок, довольно часто ведут «вертикальный» образ жизни – все мало-мальски ценные или опасные для малыша вещи поднимаются на высоту примерно полутора метров. Когда ребенок научится доставать предметы оттуда, с ним уже можно будет договариваться, хотя бы в самых общих чертах.
Что касается разбрасываемых по всему дому игрушек, то ребенок делает это не из вредности. У него еще не выработан навык переключения с одного дела на другое: прежде чем заняться чем-то новым надо прибрать то, чем занимался до этого. Помощь взрослого в этом сложно переоценить. Важен личный пример: если все взрослые члены семьи поступают таким образом, то через некоторое время ребенок начнет собирать за собой игрушки. Первое время это можно делать вместе с ним, проговаривая каждое действие: мячиком поиграли, складываем его на место, теперь берем машинку – покатаем ее и поставим в гараж…
Вполне возможно, что ребенок сейчас переживает кризис первого года, как вы и предполагаете, но кризис – это не приговор, это закономерная ступень в развитии. Он рано или поздно заканчивается, и ребенок выходит на новый уровень развития, радуя маму и радуясь собственным открытиям.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии