Компьютерная зависимость у детей
Компьютерная зависимость у детей
Компьютерная
зависимость у детей
Есть ли в вашем доме компьютер? Редко кто ответит на этот вопрос отрицательно. Это техническое средство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Очень часто в литературе и СМИ компьютер выступает как аналог человеческого мозга, соперничает с ним. Возникает вопрос: может ли компьютер заменить человека? Что предпочтут люди будущего: общение с себе подобными или мерцающий экран монитора; горечь разлук и радость встреч или мимолетные ощущения, яркие, но «пустые» эмоции? Может ли компьютер заменить реальность?
Иногда человек в виртуальном мире испытывает весьма сильные чувства, переживает, страдает. Этот мир становится ему более близок и знаком, чем настоящий, который вызывает отчуждение и скуку. Чем же привлекает виртуальное пространство? Возможность испытать острые ощущения, физическая безопасность, обратимость времени – все это очень заманчиво. Человек не идет на реальную войну, но все свободное время проводит в игре Doom; его «убили», но он может загрузить запись и начать игру заново («Герои»). Садясь за компьютер, можно управлять виртуальным миром подобно Богу: за полчаса построить город, за две минуты уничтожить целое войско или перебить десяток бледно-желтых гоблинов («Аллоды: печать тайны»). Что это: победа над пространством и временем или проигрыш?
Ощущение власти над миром является иллюзорным, человек играющий не всегда замечает, как само техническое средство начинает управлять его поступками, желаниями. Теряется контроль над реальным временем: виртуальная бездна затягивает и уже не отпускает. Как следствие: нарушение питания, сбой ритмов сна-бодрствования, нарушение организации времени (опоздания на важные встречи, сокращение времени общения с семьей) и, наконец, психическое и физическое истощение. Человек из Творца превращается в Робота.
Компьютерные игры оказывают огромное влияние на мироощущение маленького человека. Пространственно-временные ориентиры, коммуникативные навыки, устойчивая эмоциональная сфера складываются из общения с родителями и сверстниками, чтения сказок, наблюдения за явлениями природы и т.п. Виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и формирует искаженную картину мира в том случае, когда ребенок остается один на один с машиной и ему не с кем обсудить увиденное. Зависимость от компьютера становится бедой взрослых и детей, однако к психологам они чаще всего не обращаются – тревожатся и ищут помощи их близкие.
Для того чтобы разобраться, как влияет на ребенка содержание компьютерных игр и что может сделать взрослый, когда сын или дочь чрезмерно увлечены компьютером, в родительском клубе центра «Радуга» прошла встреча родителей и специалистов. К нам, психологам центра, с этой проблемой в последнее время обращаются очень часто. Долгие годы занимается вопросами зависимого поведения и нарколог Борис Иосифович Тучин, который был тоже приглашен на встречу.
Общение началось с бурного обсуждения темы. От родителей наперебой посыпались вопросы. Как ребенок не устает сидеть за компьютером часами? Что делать, если играет папа? Компьютерные залы принимают детей по ночам; хождение по инстанциям не дает результатов, а в ответ: «Заботьтесь о своих детях сами».
Наша задача – донести до родителей мысль о том, что в их силах управлять ситуацией. Для этого необходимо понимать пользу и вред компьютерной продукции, причины, приводящие ребенка к зависимости.
Игры, образы, связанные с насилием и убийством, оказывают негативное воздействие на человека, особенно на ребенка. Если психика устойчивая, то удается справиться с потоком негативной информации при условии, что это недолговременно. Если психика неустойчивая – образы вызывают депрессивное настроение, повышенную тревожность, возможно, вспышки гнева, раздражительность. В картине мира такого человека реальность предстает в черном цвете, становится угрожающей. Для того чтобы защитить ребенка, родителю необходимо ограничить репертуар компьютерных игр. Малышам до 6 лет, а также чувствительным детям более старшего возраста не рекомендуется играть в компьютерные игры с агрессивной тематикой и игры, связанные с переживанием опасности (катастрофы, взрывы, бедствия, пожары, реалистичная гибель людей и животных и т.д.). Необходимо ввести своеобразную «компьютерную дисциплину» на основе совместного договора с детьми, отслеживать выполнение данного договора (применение санкций и поощрений), что требует от родителей определенной организованности.
Среди причин чрезмерного увлечения компьютером, когда другие интересы (учеба, общение с друзьями и т.д.) у ребенка вытесняются, можно назвать следующие: неумение общаться со сверстниками, конфликтность, преобладание игровой деятельности, несформированность учебной мотивации (согласно периодизации детского развития Д. Эльконина, игровая деятельность характерна для детей в возрасте до 7 лет), эмоциональные проблемы.
Выстроив теплые отношения в семье, взрослые и дети смогут избежать компьютерной зависимости (детской и взрослой!), получить удовольствие от совместного отдыха, подвижных игр, развить свою спонтанность.
Е. Токарева, В. Шевцова,
психологи центра «Радуга».
Комментарии