«Капитализация» розничных рынков и ее последствия
«Капитализация» розничных рынков и ее последствия
С 1 января 2013 года вступили в законную силу нормы, предусмотренные ст.24 Федерального закона от 30.12.2006 №271 (ред. от 06.12.2011) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
С 1 января оборудованием и застройкой рынков, за исключением сельхозрынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, занимаются управляющие компании при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных ст.11 ФЗ №271. Это означает, что планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений должны производиться при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта РФ. К таким нормам относятся: предельная (минимальная и/или максимальная) площадь рынка; характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними; характеристика и предельная (минимальная и/или максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.
Для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных, с 1 января управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
В редакции Федерального закона от 03.06.2009 предполагалось введение названных требований еще с 1 января 2010-го, однако более поздними редакциями срок был перенесен на три года. Представляется, что перенос срока связан с пониманием законодателем объема требуемой работы и средств, необходимых для приведения рынков в соответствие с законодательством, в том числе для строительства капитальных объектов.
Обозначенные новеллы в законодательстве вызвали широкий общественный резонанс и протесты населения в форме публичных мероприятий, связанные, прежде всего, с закрытием рынка в Нижней зоне Академгородка.
В связи со вступившими в силу с нового года изменениями законодательства Сибирское отделение РАН расторгло договор аренды площадки, на которой находился рынок Нижней зоны Академгородка, что вызвало массу обращений в различные органы, в том числе и в прокуратуру. Вместе с тем расторжение договора аренды и запрет на размещение временных сооружений на указанном земельном участке полностью соответствуют требованиям федерального законодательства. Более того, в случае продолжения торговли во временных сооружениях, за исключением сельскохозяйственных производителей, будет применяться установленная законом ответственность.
Реформы направлены на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки при организации розничной торговли и внешнего облика города.
С правовой точки зрения нарушений в действиях по закрытию рынка и запрету торговли на рынке, на котором размещены временные сооружения, не имеется.
А. Борисова,
старший помощник прокурора
Комментарии