Какая прелесть!
Какая прелесть!
В Новый год хочется украсить не только елку, но и квартиру, двор. Многие вешают гирлянды и мишуру на деревья у дома. В то время, когда все вокруг переливается яркими красками, нам, женщинам, не хочется среди них затеряться. Украшая окружающий мир, лучше всего начать с себя. А проблем с бижутерией, как говорят история и археология, у нас не было никогда.
ГОВОРЯЩИЕ УКРАШЕНИЯ
Древние люди начали носить украшения задолго до того, как изобрели одежду. Нехитрые бусы и браслеты отражали жизнь и мысли наших предков, прежде чем появились первые письменности. Для изготовления «бижутерии» использовались травы, части растений, цветная галька, кости и перья. Постепенно в нарядах появились зубы животных, косточки плодов и раковины. Мудрые индейцы знали золото, но никогда не использовали его для своих украшений, не понимали и не принимали европейскую золотую лихорадку. Блеск – это хорошо, но украшение из золота много весит и, главное, не несет никакой информации для окружающих. А ведь каждая палочка, бусина или клык на теле краснокожих что-то обозначали.
Историю народа часто можно проследить по его традиционным способам изготовления украшений и использованию в них определенных символов и узоров. Первая примитивная бижутерия появилась одновременно в трех совершенно разных точках планеты: в Восточной Африке, на востоке Средиземноморья и на юго-востоке Европы. Бусы из раковин, серьги и браслеты стали главным символом социальных различий в древних обществах. Каждому, так сказать, классу надлежало украшать себя по-своему.
Основную смысловую нагрузку нес материал и орнамент. Они говорили о положении владельца в обществе, о его заслугах и профессиональных достижениях, а также выдавали и более интимные подробности: прошел ли владелец инициацию, достиг ли половой зрелости и кто подходит ему как сексуальный партнер.
Надо признать, что взаимосвязь между численностью населения и внешним видом украшений актуальна и по сей день. Чем теснее живут люди в мегаполисах, тем больше им хочется выделиться. А это желание реализуется через причудливый дизайн и оригинальные, «говорящие» формы украшений. Выбирая утром, какое кольцо и сережки надеть, мы что-то хотим сказать о себе всему миру.
ЗОЛОТОЙ ОБМОРОК
Со временем бижутерию стали использовать в качестве средства платежа. Это оказалось очень практично, так как украшения были маленькие и легкие. Их перевозили с собой на большие расстояния. Одна из старейших бусин – «аггри». Ею торговали еще в древнем Египте как одной из наиболее важных ценностей. Однако в тех же краях знали не только драгоценности, но и подделки. Например, египтяне умели делать имитацию бирюзы. А в XIX веке для этого использовалась берлинская лазурь, то есть попросту ярко-голубая краска, которая наносилась на любые камни.
Подделки появились почти тогда же, когда и сами украшения. Но долгое время имели статус второсортной вещи, обмана. В 1502 году в Венеции подделывающим жемчуг отрубали кисть, их навсегда изгоняли из города. Носить фальшивку считалось неблагородно еще на протяжении многих веков.
Ювелирные коллекции России начались с Петра I. Русский двор особенно любил щегольнуть перед «заграницей» блеском и богатством, обилием драгоценных камней и золота. Даже ливреи арапов украшались золотыми галунами – расшивались золотыми и серебряными нитями. Эти нити изготавливались из чистого золота и серебра, поэтому прибавляли владельцу веса не только в обществе, но и в килограммах. К тяжелому металлическому шитью добавлялись камни и жемчуг. Известен случай, когда великая княгиня Мария Павловна, представительница Дома Романовых, упала в обморок на собственной свадьбе – таким тяжелым было ее парадное золотое платье.
СТЕКЛЯШКИ ОТ КОКО ШАНЕЛЬ
С тех пор понятие драгоценности изменилось. Вопреки циничному XXI веку оно стало более романтичным и давно уже не служит безусловным показателем обеспеченности человека. Золото стоит не больше, чем эксклюзивная вещь из мельхиора, бронзы или латуни. Еще в 70-х годах XX в. стало модно оправлять в металл памятные вещицы – простой камешек, найденный на пляже, кусочек дерева, ракушку, цветок, залитый стеклом. Такие вещи были в моде и раньше. Наполеон III покрыл эмалью цветок клевера, который подарила ему невеста. А вместо капли росы он приказал прикрепить искусственный бриллиант.
С конца XIX столетия в мире украшений все изменилось с точностью до наоборот. Смелая женщина, законодательница мод Коко Шанель небезосновательно заявила, что ее «стекляшки от Сваровски» выглядят лучше настоящих бриллиантов, а значит, они-то и служат настоящим украшением. Отныне и надолго ношение драгоценностей стало считаться кичем и дурными манерами. Счастливые обладатели бриллиантов смогли, наконец, облегченно вздохнуть и сложить свои сверкающие состояния в банковский сейф, украсив своих жен точными искусственными копиями «от Сваровски».
История бижутерии Swarovski началась в 1891 году, когда уроженец чешской Богемии, никому не известный скрипач Даниэль Сваровски изобрел машину, позволявшую обрабатывать кристаллы из хрусталя с отменным качеством. За несколько лет он смог довести технологию огранки и шлифовки до совершенства, изобретя уникальный способ варки необыкновенно прозрачного хрусталя. Заказы на «бриллианты Сваровски» посыпались, как из рога изобилия. Его стразы украсили коллекции знаменитых Кутюрье и изящные фигуры Марлен Дитрих и Мерилин Монро.
«МОЯ ПРЕЛЕСТЬ»!
Стразы – это далеко не единственный бижу-бум XX века. В его начале был очень моден вишневый янтарь. Все пижоны и модницы (мода на женское курение была в разгаре) пользовались янтарным мундштуком, носили запонки из янтаря и массивные бусы. Особым изыском считалась итальянская камея – брошь из резной многослойной раковины. Ее строгий стиль, бело-розовая или серо-голубая поверхность были уделом интеллигенции и богемы. Их прикалывали к высокому воротнику или шарфику «фишу».
Некоторые камни в оправе изысканной ручной работы стали пользоваться таким спросом, что сравнялись в цене с золотыми украшениями. Запись из каталога фирмы пана Шпилевского за 1910 год: «...очень красивое кольцо с настоящим (подчеркнуто) хризолитом стоит 12 руб. 50 коп., а целый гарнитур из золота 56-й пробы – 15 руб.». Все это означало благополучный конец золотой лихорадки. Качество исполнения украшения наконец-то превзошло цену за граммы его металла, и работать с недорогими материалами стало престижно.
Сам Сальвадор Дали занимался дизайном украшений и cоздал в цикле «Глаз времени» брошь со своими знаменитыми текучими часами. П. Пикассо, Ж. Брак и М. Эрнст тоже делали формы и эскизы для медальонов под сталь и алюминий. Так наступила эпоха, когда происхождение легкомысленного слова «бижутерия» (франц. «bijou» – драгоценность, сокровище) полностью оправдало его современное значение. Теперь неважно, платиновое у вас кольцо или с напылением, с бриллиантом или с поделочным камнем. Главное – чтобы это была не серийная штамповка, а интересное дизайнерское решение и работа мастера. И тогда каждая женщина, надевая свое кольцо всевластия, сможет промурлыкать: «Моя прелесть…»
Светлана МАКСИМОВА
На снимке: украшение от О. Бузыцкой
Комментарии
Designer: Да вот она - прелесть!
Да где-где... тут ни одного нету ни в каких статьях, не заметили что ли? Дизайнер наверное решил пораньше отметить НГ )))
Где снимок то?