Как завещал великий Нобель
Как завещал великий Нобель
На прошлой неделе стали известны имена большинства нобелевских лауреатов 2015 года. Сибирские учёные прокомментировали премии по медицине и физике, а также рассказали о том, какие исследования в этих областях проводятся в России.
Спасли миллионы жизней
– Лауреаты вернулись к тому, что завещал Нобель: премия по медицине должна выдаваться за решение практической задачи, имеющей большое социальное значение. И трое авторов работ, получивших эту награду, с ней справились – количество жизней, которые были спасены благодаря выведенным ими веществам, несопоставимо даже с эффектом от препаратов, использующихся при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, – отметил завлабораторией фармакогеномики Института химической биологии и медицины СО РАН М. Филипенко.
Работа по открытию противопаразитарных лекарств началась японской группой исследователей под руководством Сатоши Омуры ещё в 50-х годах. Препарат, появившийся в результате, перевернул терапию туберкулёза, который до сих пор остаётся наиболее летальным и наименее излечимым заболеванием.
Второй лауреат премии этого года – Вильям Кэмпбелл выделил комплекс веществ, обладающих антипаразитарной активностью. На их основе были разработаны препараты для лечения различных инфекций, в том числе речной слепоты (гельминтоза, поражающего кожу и глаза человека), от которой в прошлом веке пострадали десятки миллионов человек.
Первой китаянкой, получившей Нобелевскую премию, стала Юю Ту, которая начинала работать ещё во времена Мао Цзэдуна. Она как терапевт традиционной китайской медицины искала спасение от различных недугов в травах. Учёная выяснила, что горячий метод экстракции однолетней полыни позволяет успешно использовать её при лечении малярии. Созданный в итоге препарат используется и сегодня. По официальным данным, он сократил смертность от этой болезни на 20-30%, а по африканскому региону это 100-150 тысяч человек в год.
Наш вклад в мировую науку
– Для России проблемы, которых касаются эти исследования, не так характерны, – прокомментировал М. Филипенко. – Однако здесь актуален описторхоз, который вызывают гельминты. Разработкой препаратов для его лечения сейчас занимается консорциум, в котором участвуют ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» и ряд учреждений из Томска, европейских городов и Таиланда. Сказать, что нас ждёт какой-то прорыв, пока сложно, потому что скрининг новых лекарств требует больших средств.
У нас над репарацией ДНК, изучение которой легло в основу всех открытий, отмеченных в этом году нобелевским жюри, работают в четырёх лабораториях Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Прежде всего, интерес представляют системы человека, потому что это наиболее перспективно для создания лекарств и противораковых препаратов. За успехи в данном направлении старший сотрудник института Н. Кузнецов был удостоен премии Президента России.
Фундаментальные частицы
Нобелевская премия по физике досталась Артуру Макдональду и Такааки Кадзита за открытие осцилляции (колебания) нейтрино.
– Безусловно, это одно из важнейших открытий за последние 20 лет в физике частиц, – отметил замдиректора Института ядерной физики им. Г. Будкера СО РАН А. Бондарь.
Исследования в этой области начались ещё в 30-х годах прошлого века, когда в теории удалось доказать существование нейтрино. Затем учёные предпринимали попытки зарегистрировать и классифицировать частицу, доказать, что она имеет массу и поэтому осциллирует.
Что касается российских специалистов, то они тоже внесли значительный вклад в изучение частицы. В Баксанской нейтринной обсерватории Института ядерных исследований РАН создана установка, где проводятся эксперименты по наблюдению потока солнечных нейтрино в галлий-германиевой реакции.
– В мечтах – томография земного шара с помощью пучков нейтрино, – отмечает А. Бондарь. – Мы знаем, что при взрывах сверхновой должны происходить всплески потоков интересующих нас частиц, и строящийся сегодня на Байкале гигантский телескоп может выступить тут детектором.
Интерес к нобелевским лауреатам и их работам помогает наладить взаимопонимание между научным сообществом и широкой общественностью. Фундаментальная наука занимается задачами, которые в обыденной жизни никогда бы не встали перед человечеством, но поиск их решений порождает новые инструменты, почти всегда находящие применение в быту.
По материалам «Науки в Сибири»
Комментарии