Как учить трехлетку
Как учить трехлетку
Моя трехлетняя дочь не может сосредоточиться на одном занятии. Весь прошлый год мы пытались ходить на танцы. Сначала она занималась с удовольствием, но за пару месяцев растеряла весь интерес. Пришлось ее уговаривать и даже заставлять. Педагог там очень требовательная, порою суровая женщина – это не всегда приятно, но как же иначе чему-то научить ребенка? В этом году мы пойдем на гимнастику – занятия будут интенсивнее, и сможет ли дочь справляться с нагрузками? Как лучше себя вести, когда она отказывается заниматься? Не хочется вырастить лентяйку…
Если пропустить начало сообщения, где указывается возраст девочки, то создается впечатление, что речь идет о ребенке как минимум младшего школьного возраста. Когда второклассник теряет интерес к делу, которым занимается регулярно, стоит озадачиться и подумать, что происходит с ребенком и как ему помочь. Но младшие дошкольники имеют ряд возрастных особенностей, которые делают эту ситуацию легко объяснимой.
Во-первых, это своеобразные отношения со временем. Для трехлетнего ребенка перспектива не научиться что-то делать, недополучить каких-то умений ничего не значит. Малыши этого возраста живут настоящим: самый важный день – сегодня. Поэтому дети часто расстраиваются, узнав, что приятное событие произойдет послезавтра, а не немедленно.
Во-вторых, есть определенные возрастные программы. Главная задача возраста от года до трех – знакомство с физическими свойствами вещей. Дети увлеченно стучат предметами, катают их по различным поверхностям, складывают друг в друга – подобные манипуляции могут занимать малыша довольно долго. Получение навыков интересует ребенка постольку, поскольку может разнообразить его манипулирование предметами. Малыш до трех лет просто не в состоянии учиться абстрактным вещам, не привязанным к предметной деятельности.
С трех до шести лет – погружение в период ролевых игр. Это время, когда учатся играя. Если четырехлетнего ребенка посадить изучать английский язык за парту и предложить выполнять упражнения, то результатом станут испорченные отношения с мамой и отвращение к иностранным языкам. Но тот же самый четырехлетка будет увлеченно изучать язык в игре.
Несколько лет назад за консультацией обратилась мама девочки, волей случая оказавшейся в первом классе ровно в шесть лет. Первоклассница с удовольствием ходила в школу, ей нравились новые друзья, было интересно собирать в портфель красивые тетрадки, ручки и линейки... Но когда дело доходило до выполнения упражнений, девочку было не узнать – желание учиться в школе пропадало, казалось, безвозвратно. Проблема решилась, когда ей предложили вместо выполнения домашних заданий играть в школу. Девочка с энтузиазмом выполняла те же упражнения, обернутые в игровую упаковку, делать которые наотрез отказывалась, когда они были просто учебной нагрузкой.
В-третьих, для маленького ребенка очень важно заниматься с приятным ему человеком. И отношение родителей к педагогу накладывает существенный отпечаток на восприятие ребенка. Маленькие дети чувствуют отношение мамы к различным людям и ориентируются на него, знакомясь с новым человеком. Если маме симпатичен учитель, то ребенку, скорее всего, тоже будет комфортно на этих занятиях.
Если малыш отказывается ходить на занятия, важно понять, почему он это делает и откорректировать ситуацию, но не принуждать бывать в неприятном ему месте.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии