Как соблюсти приличия
Как соблюсти приличия
Вчера зашла с детьми в магазин, а там выстроилась очередь. Перед нами стоял молодой парень: очень грузный, одетый в зауженные треники. Чем-то он напоминал рожок с мороженым. Старший сын ткнул в него пальцем и говорит: «Мама, смотри какой!»
Мне стало очень стыдно! Я его сразу одернула, сказала, что некрасиво так себя вести. Но сын не отвел взгляда от молодого человека. Тот стоял к нам вполоборота и все видел.
Когда мы вышли на улицу, я решила поговорить с ребенком о том, что нехорошо и оскорбительно показывать на человека пальцем. Люди все разные и такое внимание им неприятно. Дед наш, например, тоже особой стройностью не отличается.
Беседу я провела, но боюсь повторения ситуации. Вдруг сынишка опять начнет тыкать пальцем в человека, который не вписывается в нормальные с его точки зрения стандарты.
Посоветуйте, как правильно выстроить беседу, какие примеры привести. Как научить ребенка сдерживать свою чрезмерную заинтересованность? Не хочется, чтобы мои слова сын воспринял как укор.
Для четырехлетнего ребенка это вполне естественное поведение. Да и молодой человек скорее всего привык к подобной реакции окружающих, тем более что в словах и действиях мальчика не было ничего, кроме удивления и возможно даже восхищения – надо же как бывает!
Поэтому экологичнее было бы разделить маме с сыном его удивление: а ведь и правда, необычно выглядит человек, а потом перевести разговор на другую тему. В таком случае Вы не обесцениваете эмоций малыша, не осуждаете их, а разделяете, помогая с ними справиться.
Дома еще раз можно вернуться к ситуации и поговорить с ребенком подробнее. В частности, обратить его внимание на такой важный момент: что может чувствовать человек, когда на него обращают внимание. Приятно ему это или нет? Как он воспринимает ситуацию, когда в его сторону тычут пальцем? И какой компромисс можно найти тогда, чтобы и любопытство удовлетворить, и чувства человека не задеть?
Обсудить тему можно на примерах из книг. Помните, у Носова есть рассказ «Заплатка»? Когда Бобка вышел гулять с дыркой на штанах, а затем с криво пришитой заплатой, ребята показывали на него пальцами и смеялись. А Бобке было неприятно и обидно. Но изменить ситуацию было в его силах – мальчишка взял и пришил заплату так аккуратно, что никому и в голову не пришло смеяться над ним. К сожалению, не всегда так бывает. Многие грузные люди не могут похудеть, несмотря на все свои усилия. Поэтому им горько и обидно, когда их откровенно рассматривают да еще и удивляются.
Важно, чтобы ребенок не просто следовал нормам поведения, но понимал, что за этим стоит. Так, например, нормы вежливости помогают людям вступать друг с другом в контакт, оберегают их чувства, создают безопасное пространство для общения. Когда маленький человек понимает суть явления, тогда ему проще и понятнее соблюдать правила приличия.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии