Как преодолеть страх купания?
Как преодолеть страх купания?
Последние два месяца мой сын отказывается купаться. Сейчас лето, мыться необходимо, особенно после песочницы или купания в реке. Но на предложение отправиться в ванну ребенок делает страшные глаза, иногда даже начинает судорожно кричать: «Нет!!!» Так его орущего и засовываем под воду. Иногда удается его отвлечь и быстро сунуть под душ, и он просто не успевает понять, что происходит. Ежедневные истерики измотали всю семью. Хотелось бы понять причину этого страха и изменить его отношение к нему. Сыну 2 года и 10 месяцев.
Хорошо было бы вспомнить, что происходило в вашей семье два месяца назад. Мальчик мог обжечься, взявшись за горячую трубу, или удариться, поскользнувшись либо в самой ванне, либо на гладком полу. Если произошло что-то подобное, то малышу необходимо показать, каким образом эта опасность устранена. Например, вместе с ним положить на дно ванны резиновый коврик, приговаривая, что теперь в ванной совсем не скользко, больше никто здесь не поскользнется. Папа больше не поскользнется, мама больше не поскользнется и… (имя мальчика) тоже больше не поскользнется. Так можно перечислить всех членов семьи, которых знает ребенок и которые теоретически могли бы пользоваться ванной.
Может быть, ребенок испугался чего-то в ванной комнате? Например, вы купили новую мочалку, ребенок увидел ее и испугался. Вы успокоили ребенка и посчитали ситуацию исчерпанной. Но для малыша мочалка могла стать страшным зверем, который поселился в ванной. Поэтому мальчик решил обезопасить себя отказом от водных процедур. Вполне вероятно, что взрослый неосознанно мог усугубить ситуацию, сказав что-то вроде: настоящие мужчины не боятся мочалок! Тогда самый удобный способ показать себя настоящим мужчиной (не бояться мочалок) – не входить в ванную комнату.
В этом случае можно достать пугающий предмет, принести его в другое помещение, например кухню или зал (лучше не вносить в детскую, чтобы это действие не воспринималось ребенком как вторжение), и продемонстрировать отсутствие опасности мальчику с безопасного расстояния. Рассказать о том, что это за предмет, для чего он нужен, как оказался в ванной. Закончить рассказ лучше присоединением к чувствам ребенка: «Конечно, если бы я всего этого не знал, тоже наверняка испугался бы».
Испугать ребенка мог какой-либо предмет, которому не свойственно находиться в ванной, например овощи, приготовленные к мытью, или какой-либо бытовой прибор. В данной ситуации можно просто рассказать ребенку, как и для чего предмет оказался в ванной.
Побудить ребенка к отказу от купания могли и высказывания значимого взрослого такого типа: «Слишком чистого сороки-вороны унесут». Тогда мыться – означает подвергаться риску быть унесенным большими страшными птицами. Это может быть актуально в том случае, если ребенок уже видел вблизи этих птиц.
Здесь важно раскрыть для ребенка смысл услышанного. Объяснить, что уносят вороны в свои гнезда, сказать о том, что предмет обязательно должен блестеть. Показать ребенку предметы блестящие и неблестящие, сравнить. Пояснить, что когда так говорят, то шутят, потому что отмыться до блеска невозможно. Возможно, для прояснения этой ситуации потребуется не один обстоятельный разговор. Если ребенок снова и снова будет возвращаться к этой теме, даже когда взрослому покажется, что все уже прояснилось, – хороший знак, потому что это показатель мыслительной работы: малыш обрабатывает информацию, адаптирует ее для себя, встраивает в свою картинку мира.
Возможно, ничего из вышеперечисленного не происходило, и отказ купаться появился как бы сам собой. В этом случае родителю нужно прислушаться к своим чувствам во время «купального» противостояния с ребенком. Если возникает чувство гнева – настойчивого желания обязательно искупать ребенка во что бы то ни стало. Вполне вероятно, ребенок борется со взрослым за право оставить за собой последнее слово. Когда родители отступают и не купают ребенка – победа за ним, когда вопреки его воле и желанию все-таки настаивают на своем – победа за родителями.
Для ребенка, борющегося со взрослым за власть, важно получить подтверждение своей значимости. Если взрослый в этот момент начинает утверждать свою значимость (как я сказал, так и будет!), развитие событий замыкается в порочный круг. Участников ситуации постепенно охватывает азарт и пыл битвы, остановиться становится уже довольно сложно. Хорошей иллюстрацией к высказанному тезису может стать такое упражнение.
Два партнера, желательно равные по росту и весу, встают друг напротив друга, вытягивают руки вперед, упираясь ладонями в ладони партнера. По команде они начинают давить ладонями, стараясь сдвинуть друг друга с места. Многочисленные эксперименты в студенческой и родительской среде показывают, что сначала упражнение воспринимается как спокойное руководство к действию, однако борьба затягивает, и очень быстро победить партнера становится делом чести. Если вдруг в процессе борьбы кто-нибудь из партнеров отказывается от активных действий и уступает, второй партнер испытывает разочарование оттого, что борьба не может быть продолжена.
Если кто-то один уклоняется от борьбы, то второму не с кем становится сражаться. Поэтому основная линия переориентирования борьбы за власть – это уклонение от этой самой борьбы, которое может достигаться различными способами.
Например, игровой мотивацией «мы идем играть в чистые пятки и коленки!» или «мы идем купать любимую игрушку, тоже бывшую на прогулке!»
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии