Как делегировать ответственность ребенку
Как делегировать ответственность ребенку
Ребенок учится в пятом классе, ходит на дополнительные занятия по английскому и тренировки по плаванию. Но «учится», «ходит» – громко сказано. Если не напомнишь – может запросто забыть, не сделает, отвлечется, упустит... Такое впечатление, что учится и тренируется мама, а не сын. Как будто все это нужно мне, а не ему. Так устала, и страшно – как же так, неужели ему ничего не интересно, неужели он в свои десять лет ни за что не может нести ответственность? Что с этим делать, ума не приложу!
Делегирование ответственности десятилетнему школьнику – непростое дело. А в Вашем случае и действительно складывается впечатление, что учеба и тренировки больше нужны маме, а не сыну. Мама держит на контроле школьную успеваемость, следит, чтобы у сына был собран портфель (ничего не забыл), напоминает о времени тренировок и дополнительных занятий. Дополнительные занятия – отдельная тема, и здесь возникает много вопросов: кто делал выбор, составлял расписание, насколько активен был при этом ребенок.
Сейчас мальчик скорее всего ощущает, что должен принимать участие в неких процессах, которые он не выбирал, демонстрировать увлеченность. Ключевой момент здесь – принуждение. И поэтому как только появляется возможность уклониться от дел – Ваш сын делает это без тени сомнения.
Чтобы ситуация начала меняться, необходимо структурировать родительские требования. Все дела нужно разбить на две группы: обязательные и факультативные (программа минимум и максимум). Это будет честное обозначение того, что и в самом деле нужно маме, потому как образование ребенка входит в зону родительской ответственности. И если родители не проконтролируют получение ребенком основ базового образования, то могут столкнуться со многими неприятными последствиями. Что касается графы «факультативные занятия», у ребенка в этом случае появится пусть небольшое, но пространство для маневра.
Еще один важный момент: к факультативным занятиям мы относим такие, на что повлиять у родителей нет возможности или довольно затруднительно. Например, таким событием может быть засыпание подростка: да, он может выключить свет, даже выключить компьютер и сдать телефон перед сном, но проконтролировать момент засыпания почти невозможно. Поэтому время отбоя может быть обоснованно желательным, но биться за него всерьез с точностью до минут, наверное, не стоит.
Структурирование ответственности и разделение обязательств необходимо, чтобы у ребенка не возникало ощущения, что всё в его образовании нужно маме, а его задача – саботировать процесс. Есть пространство, где он может выбирать, расставлять приоритеты и регулировать усилия.
Сначала проведите такую дифференциацию для себя, а потом уже составьте разговор с сыном. Например: «Общеобразовательная школа – это обязательно. Поэтому уроки по математике, русскому языку, биологии буду контролировать, не пускать на самотек... потому что я мама и считаю это верным. Остальные предметы не буду проверять, мне они кажутся менее важными, но по ним должны быть удовлетворительные отметки, чтобы ни у кого не возникало головной боли, чтобы меня не вызывали в школу». Сюда может также войти платное занятие по математике с репетитором.
Программа максимум включает в себя тренировки, ведь ребенок уже посещает их, а с пропусками нужно что-то делать. В этом случае Вы говорите сыну о том, что контролировать его не будете, только помогать, если он попросит.
Программа минимум и программа максимум – вариативны. Набор предметов может быть разный, на родительское усмотрение. В программу минимум может входить все что угодно. Так, если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем и ему нужно заниматься лечебной физкультурой, этот пункт входит в обязательную программу и пропусков быть не должно.
Дифференцированный подход позволит частично решить конфликты и обозначить зоны ответственности.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии