К 85-летию В.А. КОПТЮГА
К 85-летию В.А. КОПТЮГА
Исполнилось 85 лет со дня рождения Валентина Афанасьевича Коптюга. Блестящий учёный, организатор науки, всемирно известный специалист по глобальным проблемам Земли, замечательный лектор и педагог ушёл из жизни в 1997 году. Судьба учёного и гражданский подвиг продолжают служить нам примером.
Памяти выдающегося учёного
9 июня отмечалось 85-летие выдающегося учёного-химика, видного общественного и политического деятеля Валентина Афанасьевича Коптюга. Он был научным сотрудником, а впоследствии – директором Новосибирского института органической химии, ректором Новосибирского государственного университета, 17 лет – председателем Сибирского отделения АН СССР (позднее РАН) и вице-президентом РАН. Его избирали президентом Международного союза по теоретической и прикладной химии, вице-президентом Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов, членом Консультативного совета высокого уровня по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН.
Иностранный член академий наук Болгарии, Индии, Монголии, Чехословакии, Белоруссии. Лауреат Ленинской премии, международной премии им. А.П. Карпинского, Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов, почётный гражданин города Новосибирска (с 6 июня 1996 года) – все эти заслуженные награды не в полной мере отражают тот вклад, который Валентин Афанасьевич внёс в развитие мировой науки и Новосибирского научного центра. В его честь назван один из проспектов Академгородка, на котором установлен бюст нашего прославленного земляка.
Мы гордимся тем, что этот уникальный человек жил и работал в Советском районе. Наш долг – бережно хранить память о нём.
Администрация Советского района
Слово о настоящем человеке
Валентин Афанасьевич Коптюг родился 9 июня 1931 года в городе Юхнове Западной (ныне Калужской) области. Уже на первом курсе Московского химико-технологического института, где преподаватели считали его талантливым студентом, он твёрдо решил посвятить себя науке. И добился своей мечты. Благодаря способностям, огромному трудолюбию, целеустремлённости, лидерским качествам он стал учёным-химиком с мировым именем, организатором науки и образования, известным общественным и политическим деятелем.
В 28 лет он дал согласие работать в Новосибирске в только что созданном Институте органической химии. Был научным сотрудником, заведовал лабораторией, а с 1987 года стал директором этого научного учреждения. В 1965-м ему присуждена степень доктора химических наук, в 1968-м – учёное звание профессора. В этом же году он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1979-м – действительным членом АН СССР. Он издал более 300 научных работ, три монографии, получил 30 авторских свидетельств, пять зарубежных патентов.
15 лет Валентин Афанасьевич возглавлял кафедру органической химии НГУ, в 1978-1980 годах был ректором вуза. Сотни его выпускников работают в исследовательских организациях и на предприятиях России.
Академик Коптюг руководил Сибирским отделением 17 лет. Почти столько же, сколько и Михаил Алексеевич Лаврентьев. Но с одной принципиальной разницей, которую обозначил известный журналист Ролен Нотман: Лаврентьев начинал своё великое дело по преобразованию Сибири с помощью науки при полной поддержке государства, а Коптюг продолжал при сопротивлении и небрежении поломанного государства к науке.
Валентин Афанасьевич был Гражданином своей страны в полном смысле этого слова. Член КПСС с 1961 года, всю жизнь он придерживался коммунистических позиций. Неоднократно избирался депутатом областного Совета народных депутатов и Верховного Совета СССР, членом Центральной ревизионной комиссии КПСС, был кандидатом, а затем членом ЦК КПСС, в последние годы жизни – членом Президиума ЦИК КПРФ.
Светлая память о настоящем человеке останется в истории нашего города и страны.
Е. Лыбин, совет ветеранов района
А. Казак, Советская районная организация КПРФ
Словно факел во мгле
Прошло 19 лет, как его сердце не выдержало невероятно напряжённой работы по спасению Академии наук и Сибирского отделения РАН. За эти годы мы стали свидетелями событий, отразившихся на жизни простого народа: уничтожение советского строя, разворовывание национальных богатств, разрушение народного хозяйства, образования. Валентин Афанасьевич Коптюг много лет назад понимал, что грозит нашей стране…
Зная его по совместной работе в 1980-1995 годах, могла бы многое рассказать. Но остановлюсь только на одном аспекте его личности – отношении к людям. Занимая столь высокое положение, он был удивительно простым в общении. У него сформировались свои принципы работы с директорами институтов. Он всегда был требовательным к себе и к другим, но старался входить в положение коллег, щадил их. В трудные годы перестройки, резкого уменьшения финансирования науки, сокращения кадров просил особенно внимательно относиться к людям. Как у руководителя Сибирского отделения у него не всегда была возможность оказать помощь – средств не хватало. В таких случаях Валентин Афанасьевич просил меня предварительно позвонить директору, объяснить ситуацию, а при личном приёме так поговорить, чтобы даже при отрицательном ответе руководитель поблагодарил. Мне казалось это невозможным, приходилось такому стилю общения учиться. Важно было хорошо знать ситуацию в институтах, чаще бывать на местах, общаться с учёными. Этого и требовал от нас председатель СО РАН.
Валентин Афанасьевич любил людей, с удовольствием общался с молодёжью. Встречался и с ветеранами аппарата Президиума и Советского района. Мероприятия, которые он традиционно проводил, были искренними и сердечными. Его открытость, душевность люди чувствовали и потому отвечали ему любовью и признательностью.
Для тех, кто его хорошо знал, он до сих пор незримо присутствует рядом, мы соизмеряем, как бы он поступил в том или ином случае. Ежегодно встречаясь в день его памяти 10 января, вновь и вновь вспоминаем эпизоды совместной работы. Вот один из них. Как-то в Декаду пожилых проходила встреча в Доме учёных, в зале не было свободных мест. Валентин Афанасьевич поздравил собравшихся, спустился в зал и сел рядом со мной. Через некоторое время предупредил, что ему нужно уйти по делам, но переживал, не сочтут ли люди за неуважение его уход. Я ответила, что все понимают его чрезвычайную занятость и не осудят. Казалось бы, незначительный эпизод. Но он показывает, насколько это был совестливый, чуткий, тактичный человек.
Пока живы его товарищи по работе, по партии, по встречам, для нас он живой, он с нами. В душе звучит его добрый голос, помнится тепло его дружеской руки.
С. Чубченко
Комментарии