«Жар-птица»: пролетая над суевериями
«Жар-птица»: пролетая над суевериями
С 19 по 24 июня в детском оздоровительном центре имени Олега Кошевого прошёл XIII Открытый всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица». Организатором форума выступил Сибирский фонд развития детского кино при поддержке Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов России, областного министерства образования, науки и инновационной политики, мэрии Новосибирска.
Фестиваль собрал юных мультипликаторов из 50 студий страны. Ребята вместе со своими наставниками приехали из Москвы, Ялты, Перми, Омска, Челябинска, Красноярска, Горно-Алтайска. Новосибирская область была представлена студиями Татарска, Карасука, Бердска, Искитима.
На ежедневных показах фильмы оценивали и дети (Совет подмастерьев), и взрослые (Совет Мастеров). После чего были выбраны десять лучших работ.
– Главная наша задача – образовательная. Важно научить руководителей студий и ребят снимать мультики. На фестивале ежегодно работают два съёмочных павильона, и в последний день, на церемонии закрытия, участники показывают два фильма, которые сняли непосредственно во время «Жар-птицы», – говорит Пётр Анофриков, генеральный директор форума.
Юные мультипликаторы представили трогательный фильм «Давайте больше мультиков!», а их наставники – забавную трёхминутку «Чаяния чайников». В ней чайник признаётся самовару: «Хочу быть только титаном!» Тот отвечает: «Не кипятись, всему своё время…»
Чайниковая тема на фестивале – одна из центральных. Здесь даже все участники поделены на четыре категории: новички – «чайники», успешные руководители студий – «самовары», те, кто вокруг своей студии организовывает новые, – «заварочники» и мастера отрасли (режиссёры, искусствоведы) – «титаны».
Изюминкой этого года стало вручение 35 руководителям студий сертификатов Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Педагоги прослушали 36-часовую серию мастер-классов по программе «Методические аспекты организации деятельности детской студии мультипликационного кино».
На своём мастер-классе доцент Кемеровского университета культуры и искусств Тамара Маслова поведала о процессе создания хорошего мультфильма. В нём есть замысел, тема, идея. Главный герой должен быть ярким, его характер показывается через действие и речь. Очень важны детали, раскрывающие обстоятельства места и времени.
Звукорежиссёр студии «Поиск» Артём Азарсков сообщил коллегам о своём ноу-хау – «Как сделать звук качественным». Оказывается, можно обойтись без мощной аппаратуры – достаточно сотового телефона и картонной коробки из-под яиц!
В этом году на «Жар-птице» было больше десятка новичков.
– Нашей студии всего несколько месяцев. В ней пока три воспитанника. В основном творит семилетний парнишка. Моя девятилетняя дочь ему активно помогает: дорисовывает, озвучивает. На фестиваль мы привезли простенькую двухминутку. Жаль, не успели доделать пластилиновый мультик про дружбу двух воробьёв – было бы очень интересно послушать замечания «старших по званию», – призналась Ольга Кузьменко из уральского городка Сатка. – Мультипликация – это хобби, прежде я работала психологом, поваром, фотокорреспондентом в городской газете. Поэтому здесь практические семинары стали для меня настоящей кладовой знаний и навыков. Очень понравились фильмы наших соседей из Челябинска, обязательно приеду к ним на стажировку!
Надежда Палкина из Кольцова тоже недавно стала педагогом. Детскую мечту стать мультипликатором реализовала только год назад – и то по воле случая. В студии «Три кота» она вела уроки изо, анимация добавилась в нагрузку после увольнения коллеги. От фестивальных мастер-классов Надежда тоже в восторге.
А вот Любовь Рапу из города Мыски Кемеровской области «чайником» не назовёшь: руководительница студии «Кюн-Кузёзи» приехала на «Жар-птицу» в восьмой раз:
– Фестивальная атмосфера невероятно заряжает: хочется учиться, учиться и ещё раз учиться! Кто-то скажет невзначай словечко – и вдруг оно наталкивает тебя на интересное решение!
Режиссёр из Минска «титан» Михаил Тумеля не ограничился «словечком невзначай».
– Рисовать комиксы я начал ещё в школе. И когда пришёл на студию «Беларусьфильм» устраиваться раскрасчиком, вовсе не хотел быть режиссёром. Но старшие коллеги убедили подать заявку на московские Высшие курсы сценаристов и режиссёров, и в результате меня отправили «в космос – пинком»! Попал в очень интересную среду, познакомился с Фёдором Хитруком, Юрием Норштейном, Михаилом Алдашиным, Иваном Максимовым. Рядом с ними было стыдно сделать что-то не так. Хитрук учил нас: настоящая мудрость – в умении делать фильмы для детей. Это у меня пока не очень получается…
Мастер скромничает: именно он стал художником-постановщиком чудесного мультика «Чебурашка», вышедшего в 2013 году и ставшего продолжением классики советской анимации.
Эта «Жар-птица» носит тринадцатый порядковый номер. Но организаторам фестиваля не до суеверий.
– Каждый год сомневаемся, состоится ли наш форум. Организовывать и проводить его всё сложнее – слишком много проблем и мало помощников. Спасибо, что нас поддержал губернатор Новосибирской области – отправил письмо в Министерство культуры РФ. Мы работаем на энтузиазме, и желание встречаться с коллегами-мультипликаторами сохраняется! – улыбается Пётр Анофриков.
Полон энтузиазма и руководитель студии анимационного кино «Мульт-привет» из Кольцова Алексей Усков:
– Мы привезли сюда три фильма и девятерых ребят, которые их придумали и сделали. Приезжаем на «Жар-птицу» в третий раз. Наблюдаем, как форум набирает обороты: расширяется география участников, привозится всё больше фильмов, растёт уровень работ. Только вот заявленных в регламенте 10 минут на каждую студию маловато. В этом году кое-кто привёз сразу 28 мультиков, досматривали не вошедшее в программу по ночам – было безумно интересно! Сильное впечатление произвёл и мастер-класс Ивана Максимова.
Преподаватель ВГИКа Максимов был максимально открыт в общении. Иван Леонидович считает, что в анимации главное – «игра, баловство и волшебство на экране». А вот драматургия не так важна: к примеру, в документальном кино камера зачастую показывает жизнь в своём естестве, и этого всем достаточно.
– Не гонитесь за призами на фестивалях. Амбиции – это невроз, следствие комплекса неполноценности. Главное в жизни и творчестве – получать удовольствие, и его должно быть столько, чтобы купаться в нём до самой смерти! – заявил Максимов.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото О. Кузьменко и Л. Новиковой
Комментарии