Из всех искусств...
Из всех искусств...
В преддверии Нового года и Рождества все мы, как дети, замерли в ожидании сказки, забывая порой, что самые прекрасные чувства нам дарит искусство. Незабываемые встречи с ним стали традиционными в Музыкальном салоне Дома ученых, где проходит уникальный проект «Немое кино – живая музыка».
Автор и ведущий Алексей Кожемякин, киновед, член Союза кинематографистов РФ, преподаватель в НГУ и НГТУ дисциплин, связанных с кино, в основу проекта поставил задачу синтеза нескольких искусств, возрождения интереса к немому кино.
Кино начала ХХ века создавалось без записи звука, это и стало причиной его художественного своеобразия. С каждым кадром режиссер, оператор работали как с картиной. Фактуры, рисунок, контрасты, ритмы – все средства художественной выразительности использовались для создания на экране не просто иллюзии жизни, а чего-то большего.
Это настоящий кладезь талантливых режиссеров и непревзойденных актеров. Они обращали внимание зрителей на красоту мира, простых человеческих чувств, на проблемы общества, то высмеивая их, то порицая. Целая эпоха нашла здесь свое отражение.
Из-за своей сложности немое кино стало элитарным видом искусства – «в нем не было места серости и посредственности, люди малодостойные вытеснились из профессии. Но с приходом звука серость благополучно вернулась на свои позиции» (Ф. Трюффо). Самой чистой формой кинематографа называл немое кино Альфред Хичкок. До 1936 года его продолжал снимать гениальный Чарли Чаплин.
Эстетика немого кино включала и другие важные моменты. Так, в проекте участвует настоящий тапер. Высококлассный музыкант-импровизатор Анастасия Заходяева каждый из сеансов сопровождает необычной, яркой звуковой палитрой. Такой же важный элемент – титры. У многих фильмов они оригинальные, красиво оформленные на немецком, английском, французском языке – можно проверить или пополнить свои знания.
Показ фильма комментирует ведущий проекта, что позволяет нам по-новому увидеть и понять прелесть каждой картины далекой эпохи, узнать о ее роли в кинематографе, о судьбах режиссера и актеров.
Во всем мире показы такого рода давно уже носят статус богемного, аристократического времяпрепровождения. И не только по причине своей сложности, многокомпонентности действа, но и из-за особого сочетания высокой простоты немого кино с яркой индивидуальностью современного музыкального исполнительства, оригинальной трактовки автора проекта, нового взгляда, переосмысления явления искусства.
22 декабря нас ждет «Антология рождественских фильмов раннего кино». Этот сборник дает уникальную возможность окунуться в мир Рождества начала ХХ века. Истории о Санта-Клаусе, его плохом двойнике, веселых домашних происшествиях на праздник и прочем были сняты в 1910-е годы самыми разными авторами. В каждой из картин в неприкосновенности запечатлен дух Рождества, и сегодня, благодаря искусству кино, мы снова можем его ощутить. Приходите на «Немое кино» в Дом ученых, приводите детей, будет интересно.
Ирина Бич, искусствовед ДУ
Комментарии