Источник маминых волнений
Источник маминых волнений
Сын получил права неделю назад. До того, конечно, ездили с ним на дачу – обучала, подсказывала, направляла, поддерживала. Его манера вождения меня в общем-то устраивает, учитывая его возраст и стаж. Сын внимателен на дороге, не лихачит, в меру осторожен. Сейчас ездит самостоятельно, и я не нахожу себе места. Прошу сообщать, как доехал, всё ли в порядке. Он честно отзванивается, но, как подумаю, что ещё могут быть поездки, о которых я не знаю, сразу в глазах темнеет. Понимаю, что нет причин для волнения, пыталась справиться с этим, «привыкнуть» к ситуации... Но как-то не получается. Заметила, если звонит телефон, с ужасом беру трубку... Не случилось ли чего? Ничего подобного раньше со мной не происходило.
Дети растут и обретают всё большую свободу и самостоятельность. Отпустить их бывает очень непросто.
В родительском страхе за ребёнка выделим объективную и субъективную составляющую. Объективно: дорога – опасное место. Теперь юноша вовлечён в потенциально опасный процесс дорожного движения значительно интенсивнее, чем когда был пешеходом или пассажиром.
Субъективная может быть связана с вашими собственными взаимоотношениями с сыном и нежеланием его отпускать. Получение прав делает человека более свободным, чем он был до тех пор, самодостаточным, взрослым, независимым, равным родителю в каком-то смысле. Иногда страхи кроются в осознании того, что если сын таков, то я тоже меняюсь, как меняется уровень жидкости в сообщающихся сосудах.
В каждом опасении можно выделить то, на что можно повлиять, и то, что родительскому влиянию недоступно.
Например, можете влиять на уровень его автомобильной компетенции, помогая вникать в тонкости водительского мастерства. Судя по вашему письму, из сына получается хороший, внимательный водитель. Не исключено, что он водит машину иначе, когда вас нет рядом с ним. Но думать об этом особого смысла нет, ведь влиять на вождение сына вы в данное время не можете. Тем более, что львиную долю поездок он будет совершать без вас.
Давайте попробуем собрать набор факторов, которые будут действовать успокаивающе. Например, вы говорите: «Из моего сына получается хороший водитель!» Прислушайтесь к себе, к тому эмоциональному отклику, который возникает: есть ли успокаивающий эффект? А если эту фразу скажет авторитетный для вас человек в области вождения, что изменится в силе успокаивающего воздействия?
Что может говорить и делать сын, чтобы матери было спокойнее? Какие его слова об автомобиле и дорожном движении помогают вам утвердиться в том, что сын на дороге в относительной безопасности?
Какие ваши собственные занятия помогают сохранять спокойствие и меньше думать о поездках сына?
Говорите об особо интенсивном волнении «сейчас». Полезно исследовать этот момент. Он может иметь отношение к текущему периоду жизни, каким-то особым обстоятельствам, которые влияют на ваше восприятие? Если так, то вождение сына здесь не основная проблема, а всего лишь её катализатор. Или «сейчас» говорит о том, что волнение связано с фигурой сына, а не кого-то другого: «сейчас, когда вырос сын…». Тогда дело тоже не собственно в том, что юноша начал водить машину, а в других, более глубоких процессах.
Не исключен также вариант, что острые переживания, тревоги могут быть связаны с попаданием кого-то близкого в ДТП, но такие параллели лежат на поверхности, и обычно человек о них говорит, как об отягощающих факторах.
Итак, чтобы справиться с беспокойством, нужно обдумать сложившуюся ситуацию, ответить на заданные выше вопросы. Лучше сделать это письменно. Если спокойнее не становится, тогда обратитесь к специалисту для очной консультации.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото А. Осипова
Комментарии