Инновационные подходы к проблеме здоровья
Инновационные подходы к проблеме здоровья
Серьезная проблема для российского образования – состояние здоровья школьников, которое непосредственно влияет на качество результатов образовательной деятельности школы.
В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает молодое поколение. По данным НИИ гигиены и профилактики заболевания детей и учащихся, у 53% школьников ослабленное здоровье, около 90% имеют отклонения в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. По данным Министерства образования только 4-5% выпускников школ можно назвать практически здоровыми.
Из года в год среди поступающих в первый класс все больше детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье. Следовательно, процесс обучения должен быть направлен на его сохранение и укрепление.
По оценке специалистов, около 20% детей и подростков (так называемые трудные дети) страдают синдромом дефицита внимания. Они создают проблемы для родителей и учителей своей неусидчивостью, неспособностью сосредоточиться, быстрой утомляемостью и как следствие плохой учебой.
Ребенок не справляется даже с простыми заданиями, легко отвлекается, испытывая психологический дискомфорт. У него формируется протестное поведение. Разработанная в НИИМББ СО РАМН под руководством академика М. Штарка технология лечения и коррекции нарушений внимания (игровая компьютерная технология биоуправления) – единственный безлекарственный метод, который может научить ребенка навыкам стимуляции работоспособности структур головного мозга, концентрации внимания.
Современная лечебно-коррекционная технология компьютерного биоуправления, интегрированная в образовательный процесс, – принципиально новое решение проблемы профилактики и восстановления здоровья школьников. Это коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика хронического стресса и психосоматических расстройств.
Игровая компьютерная технология биоуправления основана на природной любопытности детей и желании победить в игре. Внешне сеанс выглядит, как компьютерная игра и как подготовка космонавтов. Ко лбу ребенка прикреплены датчики с проводами. Он сидит перед экраном монитора и пытается мысленным усилием управлять аквалангистом на экране. Когда ребенок мобилизует все свое внимание на решение конкретной задачи и не отвлекается на посторонние раздражители, сигналы, идущие из мозга в компьютерную программу, «редактируют» поведение аквалангиста. Мультяшный герой слушается его только в том случае, если в мозге ребенка вырабатывается необходимый ритм усидчивости. Вариантов игр много. После 50 таких 30-минутных упражнений большинство детей становятся собранными и усидчивыми, что отражается на их обучении, воспитании и развитии.
Ознакомившись с технологиями НИИ молекулярной биологии и биофизики, при поддержке управления образования Советского района в 2003 году первый экспериментальный класс повышенной комфортности из 15 непоседливых и гиперактивных детей открыла школа №163. Для индивидуальных занятий с детьми был организован кабинет биоуправления, оснащенный программно-аппаратными комплексами для групповых занятий в компьютерном классе, наборами игровых программ. Занятия с детьми проводит опытный специалист – сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления.
В 2006-2007 учебном году школа стала городской экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Этот эксперимент – одно из направлений школьной программы «Здоровье». Его цель – создание научно обоснованной и педагогически ориентированной программы коррекции и адаптации детей групп риска поведенческих нарушений и эмоциональной дезадаптации. Впервые медицинская технология применяется в комплексе с педагогическим воздействием.
В тесном контакте с учеными-нейрофизиологами работают школьные специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники. В рамках статуса школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла экспериментальные классы здесь общеэстетические, поэтому учащиеся изучают музыку, изобразительное искусство, историю искусств, хоровое пение, ритмику. В школе создано культурологическое здоровьесберегающее пространство. Оно формирует духовное, нравственное, психическое и физическое здоровье школьников, развитие механизмов активной эмоциональной саморегуляции, творческого потенциала, интеллекта и культуры. Психотерапевтические, коррекционно-развивающие возможности предметов искусства в различных его сочетаниях (арттехнологии) проявляются в том, что они выступают источником позитивных эмоций ребенка, осуществляют релаксацию, профилактику и коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер, тем самым создавая условия для социальной адаптации «трудных» детей. В основе здоровьесбережения таких учащихся лежит творческий процесс, где ребенку предоставляются неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего «я».
Сделано уже немало.
Внедрены технологии биоуправления, чтобы обеспечить 100% уровень обученности и качество в соответствии с индивидуальными возможностями детей.
Разработаны диагностические методики определения нарушений внимания и стрессоустойчивости детей с использованием игрового компьютерного биоуправления.
В практику начальной школы внедрены уроки здоровья, цель которых – профилактика устойчивости к стрессу и психосоматической патологии.
Усовершенствованы методы арттерапии и артпедагогики, применяемые на уроках искусства в экспериментальных классах.
По сравнению с прошлым учебным годом улучшены результаты, связанные с познавательными возможностями детей, повысились показатели внимания (объем, переключение, распределение и устойчивость), мышления и памяти.
Получены надежные данные, свидетельствующие о положительной динамике обученности, воспитанности и развитии учащихся экспериментальных классов, их успешной адаптации в образовательном процессе школы.
По этой проблеме проведены семинары для педагогов, руководителей образовательных учреждений района и города.
Лечебно-коррекционная технология компьютерного биоуправления, интегрированная в образовательный процесс, – принципиально новое решение проблемы профилактики, коррекции здоровья и адаптации детей с нарушениями внимания, речи и поведения. Наш эксперимент – первая «ласточка» в Сибирском федеральном округе.
Л. Головина, замдиректора школы №163
* * *
Средняя школа №163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла объявляет набор в первые классы на 2008-2009 учебный год по направлениям:
- классы гендерного обучения,
- класс повышенной комфортности,
- класс интенсивного обучения.
Все классы будут заниматься по программам развивающего обучения (система Л. Занкова, УМК « Перспективная школа»).
20 марта в 19 час. приглашаем родителей будущих первоклассников для знакомства со школой и на презентацию обучения в первых классах. Будем рады встрече с вами!
Комментарии