Играть, чтобы учиться
Играть, чтобы учиться
Под таким названием прошла встреча в родительском клубе «Росточек» – совместном проекте детских садов №364 и №506.
Какие знания, умения и навыки должны быть у будущего первоклассника; насколько необходимы курсы подготовки к школе; как повысить учебную мотивацию – эти и другие вопросы родители адресовали психологам дошкольного образования.
Педагоги-психологи рассказали мамам и папам о психологической готовности ребенка к школе или «школьной зрелости». По их словам, для дошкольника учебные занятия неестественны, у него еще не сформировались механизмы, позволяющие длительное время сидеть за столом, внимательно выслушивать взрослого, точно выполнять его задания, полностью контролировать свои движения и эмоции. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Самый естественный для ребенка способ развития познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы – игра.
Например, в играх «Штандер», «Цепи кованые», «Море волнуется», где задействовано много детей, ребенок будет учиться взаимодействовать с коллективом, работать в одном ритме с другими, соблюдать правила, подчиняться общей задаче, оценивать свои силы и, конечно же, владеть своим телом.
Ролевые игры учат осмысливать свои действия. Ведь прежде чем что-то сделать ребенку нужно представить, как в этой ситуации поведет себя тот персонаж (мама, продавец, учитель), чью роль он играет. Умение сначала подумать, а потом сказать или сделать необходимо каждому школьнику. Дети учатся смотреть на себя со стороны, почувствовать себя в роли других людей, осознать и принять роль ученика и учителя.
В развитии эмоциональной сферы важны сказки и театрализация. Осмысливая поступки главных героев, ребенок познает добро и зло, знакомится с огромным спектром чувств – от страха и гнева до восторга и удивления. Примеряя на себя разные образы, дети учатся определять по мимике и жестам, что могут чувствовать другие люди и они сами. Игры «Колечко», «Светофор», «Вы поедете на бал?» учат управлять эмоциями.
Игры по правилам, подвижные, ролевые, настольные помогают сформировать внимание, память, воображение, мышление. Ведь чтобы быть успешным в игре, нужно запомнить ее условия, очередность действий, уметь концентрировать и переключать внимание. Важно продумать, какое действие приведет к победе, вообразить себя в той или иной роли. А формирование символической функции мышления, развивающееся в играх, когда ребенок начинает наделять необходимой функцией предмет, необходимо ему не меньше, чем хорошая память, потому что лежит в основе обучения.
Педагоги напомнили родителям, считающим познавательную готовность главной составляющей школьного успеха, древнюю восточную мудрость – можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его пить. Если ребенок чувствует себя успешным в детских играх, если родителю удалось заложить основы адекватной самооценки и развить познавательный интерес, то в подготовительной группе у него сформируются не только внешние (новая одежда, портфель, ощущение себя взрослым), но и внутренние мотивы (стремление быть успешным, получить новые знания).
Для положительной мотивации важно, чтобы ребенок чувствовал интерес к учебе. Она для дошкольника должна быть разнообразной. Это раскрытие тайн и загадок, применение фантазии и творческих способностей. Но если раз за разом он повторяет знакомый материал, его интерес погаснет, желание продолжать обучение исчезнет. Нередки случаи, когда у детей, посещающих подготовительные курсы помимо детсада, снижается личностная активность, они быстрее устают, чаще болеют, становятся раздражительными и плаксивыми.
Особенно страдают дети, родители которых решили, что шесть лет – подходящий возраст для первоклассника. Известный педагог и психолог Ш. Аминашвили говорил, что шестилетний ребенок в школе не доиграл 365 дней в году... Не стоит обрывать развитие своего ребенка. Иногда лучше взять паузу и отдохнуть сейчас, чем потерять положительную мотивацию в скором будущем.
И. Субботина, В. Провоторова,
педагоги-психологи д/с №364, №506
Комментарии