Хранитель правды, журналист и воин
Хранитель правды, журналист и воин
Уже много лет ветеран Великой Отечественной войны Николай Константинович АГЕЕВ живет в Нижней Ельцовке. И каждый месяц на его адрес приходит заказная бандероль с газетами из города Киселёвска, где его до сих пор называют не иначе, как Хранитель памяти о войне.
Он родился в городе Нарыме Томской губернии, окончил школу в Колпашеве и в числе отличников досрочно поступил в Новосибирский учительский институт, располагавшийся там в годы войны. Николаю не было еще и 18 лет, когда он окончил 1-й курс. В мае 1943-го юношу призвали в Красную Армию.
– Наша мама умерла еще до войны, и старшая сестра Тамара осталась в доме за хозяйку. В 1942 году она ушла на фронт добровольцем. Сестра служила радистом, ее военная биография завершилась на Эльбе, – вспоминает Николай Константинович. – Весной из нас, призывников, имеющих среднее и начальное высшее образование, сформировали команду, которую должны были специально готовить в артиллеристы. Вместе с другими 29 ребятами я отправился на пароходе в Томск, где находилось артиллерийское училище.
В училище новобранцев спросили, чего бы им хотелось сильнее: учиться или сразу пойти на фронт. Конечно, ребята, видевшие горе вдов и слезы осиротевших детей, знавшие по рассказам беженцев о бесчинствах врага на оккупированных территориях, выбрали второе. После такого единодушного решения призывников отправили в юргинские лагеря на трехмесячный курс молодого бойца.
– На фронте я был определен связистом в гаубичный артиллерийский полк 5-й корпусной артиллерийской Валгинской бригады резерва главного командования, – продолжает рассказ ветеран. – Слово «резерв» не означает, что мы не участвовали в боевых действиях. Действующих резервистов бросали туда, где тяжело, туда, где нужен был прорыв.
Любой военный знает: без связи артиллерия молчит. Командир батальона с разведчиками на наблюдательном пункте определяют место расположения цели, расстояние до нее, точное направление. Задача связиста – передать их указания на огневые позиции. Без этого 152-миллиметровым гаубицам приходилось бы бить вслепую. Работа у связиста тяжелая во всех смыслах. На каждом новом месте он берет 16-киллограммовые катушки с кабелем, телефонный аппарат, вещмешок, карабин и прокладывает связь на 3-5 километров. На наблюдательном пункте обустраивают блиндаж. Далее ему необходимо закрепить кабель, особенно тщательно сделать это в лесу, при проведении через ручьи и дороги, и постоянно следить, нет ли порывов. Связь должна действовать всегда.
Нередко вспоминает Николай Константинович случай, который мог стоить ему жизни:
– Мы тогда меняли позиции. Я домотал связь до огневой. Поддев катушку с кабелем, перебросил ее через голову, и вдруг раздался взрыв. Помню, как что-то сильно ударило в спину, и я упал на землю. Когда сняли куски разодранной шинели, увидели, что из телогрейки кусками вылезла вата, из которой достали еще теплый железный осколок. Гимнастерка была цела.
Так молодой связист отделался легкой контузией, а ребята смеялись: родился парень в рубашке.
– Не в рубашке, а в гимнастерке! – отшучивался он в ответ.
За участие в боях Николай Агеев награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
После войны ему удалось доучиться. В 1952-1953 году окончил Высшую партийную школу, где и познакомился с будущей женой. Валентина Петровна в годы войны жила в Венгеровском районе и тоже хлебнула лиха: на ее плечах было всё хозяйство тёти, которая растила девушку. Вместе с ровесниками Валя работала на колхозных полях, помогая старшим, вязала бойцам рукавицы, заботилась об эвакуированных женщинах и детях.
После ВПШ молодые супруги уехали в Киселёвск. Николай Константинович работал сначала журналистом, а затем и главным редактором газеты «В бой за уголь». При нем тираж подписного издания десятикратно вырос, составив 37 тысяч экземпляров.
На страницах газеты Николай Агеев рассказывал о боевых друзьях, о том, что случалось на фронте, о боях, в которых ему довелось участвовать. На основе этих статей газета «Киселёвские вести» издала сборник «Киселёвск в моей судьбе».
Он остался на боевом посту, даже достигнув пенсионного возраста. Узнав, что во Всесоюзной книге памяти будет том о бойцах из Киселёвска, вместе с единомышленниками по крупицам в течение пяти лет восстанавливал данные о погибших земляках. После этого вышла книга «Солдатская память». В ней увековечены около 5000 имен погибших воинов.
Сегодня Николай Константинович, как и другие участники Великой Отечественной, своей главной целью считает необходимость сохранить и донести до молодежи правду о той войне, сломавшей судьбы и унесшей жизни миллионов людей.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии