Хочешь ходить в школу?
Хочешь ходить в школу?
Ребёнок пошёл в первый класс. Вроде бы поводов для беспокойства нет. Но не могу остановиться, постоянно спрашиваю его, хочет ли он в школу, нравится ли ему там. Наверное, я ему этим мешаю?
С началом школьного обучения у ребёнка начинается новый жизненный этап. От родительского внимания и понимания зависит очень многое. Взрослые могут как способствовать адаптации к школе, так и мешать ей. Сегодня предлагаю сосредоточиться на вопросах, которые мамы и папы обычно задают своим первоклашкам.
Родителям свойственно тревожиться о состоянии ребёнка, ведь у их чада начинается новый период в жизни. Отсюда и возникает вопрос: «Тебе нравится в школе?» Утвердительный ответ на него имеет для взрослых важное значение. Но если у ребёнка нет желания туда ходить? Ведь такую реакцию может вызвать всё, что угодно: от конфликта с одноклассниками до недопонимания конкретной темы по какому-либо предмету.
Кроме того, большое значение имеют собственно детско-родительские отношения. Может ли сын или дочка открыто сообщить о том, что не хочет идти в школу? Или мама будет так расстроена, что лучше и безопаснее дать ей ответ, который она хочет услышать? Всё зависит от степени доверия между взрослым и ребёнком, а также готовности родителей конструктивно решать этот вопрос. Если мама сразу же принимает сторону учителя или одноклассников, не вникая в ситуацию («если учитель так сказал, значит так и есть»; «неужели сразу все одноклассники могут быть не правы: значит, ты их чем-то спровоцировал»), – это сигнал для ребёнка, что лучше конфликтовать в школе, чем дома.
Важно осознать, на что влияет желание или нежелание ребёнка идти в школу? А если не хочет, может ли не пойти? Если нет, то, скорее всего, вопрос имеет иные, скрытые, смыслы.
Теперь посмотрим на ситуацию с родительской стороны. «Хочешь ли ты идти в школу?» – это вопрос, который предполагает прояснение детского желания, его наличие. Что делать, если желание пропадает? Задавая этот вопрос, нужно быть готовым к тому, что придётся активно включиться в происходящее, поговорить со многими людьми и принять множество решений, возможно, переоценить семейные традиции и правила. Если с мнением ребёнка в семье особо считаться не принято, но нежеланию идти в школу придаётся большое значение, то первоклассника такая ситуация может дезориентировать, например, укрепить его в убеждении, что он родителям интересен, только когда идёт против системы, имеет проблемы, страдает от дезадаптации или ещё что-то подобное.
К сожалению, довольно часто этот вопрос задаётся не для мониторинга детского состояния, а для подкрепления уверенности взрослых в том, например, что они хорошие родители, выбрали прекрасную школу и замечательного учителя. Отрицательный ответ негативно влияет на самооценку матери и отца, поэтому звучать не должен.
Задавая ребёнку этот вопрос, важно отдавать себе отчёт: что я прямо сейчас делаю? В самом ли деле меня сейчас интересуют детские желания? А чего прямо сейчас хочу я, мама, когда спрашиваю сына (дочь), хочет ли он (она) идти в школу? Размышления, запускаемые этими вопросами, позволяют переключить собственное внимание и перестать транслировать ребёнку родительское беспокойство.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии