Главная задача – сохранить предприятие
Главная задача – сохранить предприятие
Не первый год на разных уровнях обсуждается проблема погашения задолженности ФГУП «УЭВ» за потреблённое топливо. Руководство ООО «Газпром межрегионгаз» просит для урегулирования вопроса предоставить государственные или банковские гарантии, либо назвать источники погашения долга. О том, что уже предпринято и какие меры выхода из создавшегося положения предлагаются, рассказал директор ФГУП «УЭВ» Дмитрий БУРДЕНКО.
Оптимизации недостаточно
За последний год проведена большая работа: выполнены мероприятия, рекомендованные Территориальным управлением Росимущества по Новосибирской области; пересмотрены затраты предприятия; услуги, относящиеся к неосновным видам деятельности, переводятся на договорные отношения; продолжается процесс перехода на прямые договоры с потребителями. Принятые меры впервые за несколько лет позволили снизить долг на 2,3 млн рублей. Без сомнения, всё это даёт положительный эффект. Но существующая форма собственности не позволяет более эффективно управлять имущественным комплексом. Несмотря на то, что Устав называет ФГУП «УЭВ» коммерческой организацией, у предприятия нет возможности самостоятельно принимать решения по вопросам текущей деятельности и выбирать пути реализации поставленных перед ним задач.
Бремя ограничений
Значительная часть сделок унитарного предприятия подлежит согласованию с собственником имущества и федеральным органом исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого находится УЭВ (это Министерство науки и высшего образования РФ). В частности, такого согласования требует любая крупная сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества унитарного предприятия. Решения касательно части сделок должны приниматься федеральными органами исполнительной власти только на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства РФ или решения, принимаемого по его поручению первым заместителем или заместителем, а в отдельных случаях требуют и мотивированной позиции Росимущества.
Предприятие также не вправе без согласия собственника имущества предоставлять займы, поручительства и, что более важно для хозяйственной деятельности, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга.
Распределение прибыли также ставится в зависимость от федерального органа исполнительной власти. Именно он принимает решение о перечислении в федеральный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Не имея государственного финансирования, предприятие вынуждено частично за свой счёт компенсировать расходы на оказание населению социально значимых услуг. Их полная стоимость не покрывается средствами, поступающим от реализации услуг по установленным тарифам. У унитарного предприятия отсутствует возможность привлекать долгосрочные инвестиции, поскольку всё имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и находится в собственности Российской Федерации. Она может как уменьшить, так и увеличить уставный капитал. Для потенциальных кредиторов это несёт риски невозврата предоставленных средств или имущества.
Изменения назрели
Чтобы расширить возможности использования разных источников финансирования, сократить сроки согласования сделок, выстроить оптимальную организационную структуру и систему мотивации коллектива на достижение долгосрочных результатов, назрела острая необходимость таких изменений в юридическом статусе, которые расширили бы коммерческие возможности предприятия, но при этом позволили бы сохранить Российской Федерации прямой контроль за соблюдением общественных интересов. Кроме того, Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривают ликвидацию либо реорганизацию существующих государственных и муниципальных предприятий (ГУП и МУП) и запрет на создание новых.
Поэтому учредителем в лице Министерства науки и высшего образования РФ было принято взвешенное решение о включении предприятия в прогнозный план приватизации на 2020-2022 годы. Соответствующие письма от имени Министра направлены в центральный аппарат Росимущества.
Что даёт новый статус
Главными условиями приватизации ФГУПа будет передача 100% акций создаваемого акционерного общества в собственность Российской Федерации и определение его правового статуса как «акционерное общество». Он позволяет гарантировать сохранность государственной собственности. Российская Федерация будет единственным акционером Общества, утверждение его устава, внесение изменений и дополнений в устав будут осуществляться на основании решения совета директоров. Это позволит государству контролировать деятельность и распоряжение имущественным комплексом.
В создаваемом Обществе вводится корпоративная система управления, во главе которой стоят единственный акционер (полномочия его осуществляет Росимущество), совет директоров (осуществляет общее руководство деятельностью АО), правление и генеральный директор (подотчётны совету директоров).
С введением данной системы упрощается процесс реализации имущественных сделок. В частности, принятие решений по их одобрению, если имеется заинтересованность всех членов совета директоров, входит в компетенцию единственного акционера, а одобрение иных крупных сделок, как и определение основных направлений деятельности по управлению недвижимым имуществом, относится к компетенции совета директоров. Таким образом, снимается требование о необходимости получения согласия федерального органа исполнительной власти, ранее осуществлявшего координацию деятельности предприятия; все решения, связанные с управлением имуществом, теперь принимаются руководящими органами самого Общества, а вопросы распределения прибыли относятся к компетенции единственного акционера, то есть Росимущества.
других вариантов нет
Объективности ради надо сказать, что есть ещё одно предложение «спасения предприятия». В мэрии Новосибирска заявили о готовности принять УЭВ вместе с его многомиллионными долгами в муниципальную собственность. Соответствующее письмо в адрес учредителя подписал мэр Анатолий Локоть. Однако источник погашения задолженности в мэрии так и не указали. Сказали лишь, что предприятие будет разделено по направлениям и передано в МУПы для более «эффективного» управления. Хотя, как указывалось выше, МУПы вскоре также должны прекратить своё существование как форма собственности. Да и в муниципалитете накопилось немало проблем, решение которых требует затрат. Есть большие сомнения, что бюджет города осилит дополнительную нагрузку в несколько сот миллионов рублей долга перед «Газпром межрегионгазом».
Таким образом, акционирование – это единственный способ сохранить предприятие как имущественный комплекс, сохранить наш квалифицированный коллектив, повысить эффективность производственной деятельности, привлечь в производство инвестиции, содействовать финансовой стабилизации. Важно не только погашать задолженность за газ, но обеспечить социальную стабильность, технологические обновления. Мы понимаем всю меру ответственности ФГУП «УЭВ» за надёжность обеспечения Новосибирского научного центра коммунальными ресурсами. Предприятие должно жить и работать дальше на благо потребителей.
Комментарии