Фестиваль «48 часов Новосибирск»: открытый разговор с нами о нас
Фестиваль «48 часов Новосибирск»: открытый разговор с нами о нас
Изголодавшиеся по искусству новосибирцы 13-15 сентября толпами ломились на бесплатный арт-фестиваль. «Мы в шоке – никто не ожидал такого! Люди шли, шли, шли... некоторые уходили и возвращались вновь, с друзьями!.. Мы должны были закрываться в 8 вечера, но люди продолжали идти, и мы держали выставку открытой до 9 и даже дольше, и в субботу, и в воскресенье», – радуется художница Елена Бертолло, куратор проекта на Советской,79а. Оценить, сколько в итоге было посетителей, не представляется возможным: но, по всей вероятности, речь идет о 6-10 тысячах – на 20 разных площадках.
«Помогает ли тебе искусство? А сейчас?»*
*здесь и далее в подзаголовках автор цитирует художницу Ирку Солза, автора инсталляции «Антигона» на площадке «Горящие туры по интимным местам»
Американская актриса 50-х Лиза Кирк однажды заметила: «Сплетник говорит с вами о других, зануда – о себе, и только блестящий собеседник говорит с вами – о вас». Фестиваль «48 часов Новосибирск» стал таким открытым и честным разговором. Без страха и цензуры (это публично подчеркнула глава департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Анна Терешкова). Без ханжества и заискивания. Кислородное событие, давшее городу глоток свежего искусства и ни с чем не сравнимый кайф самопознания.
Перфоманс в метро о сгоревших лесах в Сибири… Сеансы портретирования в кофейне… Чтение стихов прямо среди овощных лотков на рынке… Экскурсии по персональным мастерским художников… Выставки в гаражах, коридорах и «нормальных» залах… Фото, видеоарт, живопись, инсталляции, музыка… Это был двухдневный культурный нон-стоп о нас, о нашем настоящем и прошлом, наших стереотипах, вкусах, привычках и болевых точках.
Фестиваль придумали центр культуры ЦК19 (бывш. ГЦИИ на Свердлова, 13), Гёте-Институт в Новосибирске и организаторы берлинского фестиваля «48 часов Нойкёльн». Тема звучала как «Новое настоящее»: это название – аллюзия на авангардный журнал «Настоящее», выходивший в Новосибирске в конце 20-х годов XX века и закрытый из-за критики в адрес любимчика партии Максима Горького. Главный редактор журнала, драматург и сценарист Александр Курс был приговорен к расстрелу 30 декабря 1937 года – и в тот же день расстрелян на московском полигоне «Коммунарка».
Петр Яцына, куратор выставки «Настоящее “Настоящее”» на Свердлова, 13, в аннотации к своей площадке отмечает: «Спустя столетие темы журнала звучат особенно актуально – женская эмансипация, антиколониальная риторика, альтернативные патриархальным формы коллективности, парадокс факта и фикции – и корреспондируют с современными тэгами «феминизм», «идентичность», «фейк-ньюс». Не менее значим и трагический контекст слома инициатив – давление реакционных сил, репрессий и открытой цензуры».
«Нам нужно найти свое место или сделать его?»
Проект «Горящие туры по интимным местам» арт-группы Бертолло дислоцировался в коридоре художественных мастерских Союза художников России на Советской, 79а.
– Коридор – место общее, ничье, – объясняет куратор Елена Бертолло. – Традиционно в коридоре оказывается то, что отслужило, что неактуально и не ценно, но выбросить жаль. Наш проект – это вежливая интервенция в это пространство. Мы захотели превратить его в площадку для диалога, эмпатии, обмена чувственным и интеллектуальным опытом.
Так, в одной из инсталляций арт-группа Бертолло представила путешественников в виде стянутых багажными ремнями стопок старых чемоданов на «ногах»: каждый из нас – такой ходячий груз прошлого. Фотограф Янина Болдырева в серии фото «Кристаллизация» показала красоту морозных узоров на стеклах ячеек в новосибирском колумбарии (последнее личное место для умерших…).
Только в «Горящих турах по интимным местам» участвовало 17 отдельных художников и арт-групп из разных стран мира. Общее же число арт-деятелей, включенных в фестиваль «48 часов Новосибирск», перевалило за сотню. В основном это были новосибирские и сибирские авторы, но были также художники из других регионов России и авторы из Германии.
– Мы гордимся тем, что можем представить на фестивале в общей сложности 12 берлинских проектов, которые отличаются не только своими методами и образным языком, но и позицией по отношению к фестивальной теме «Новое настоящее»… С нетерпением ждем продолжения сотрудничества и ответного визита сибирских художников на наш фестиваль в Берлин в июне 2020 года, – отметили д-р Мартин Штеффенс и Торстен Шленгер из дирекции фестиваля «48 часов Нойкёльн», «старшего брата» новосибирского события.
«Разве искусство бывает о чем-то?»
Еще одна площадка фестиваля разместилась в выставочных залах библиотеки НГОНБ на Коммунистической, 34. Проект под названием «Новая материальность» курировал Герман Преображенский из Томска. Пришедшие сюда находили инсталляции из веток, лысого топляка из Обского моря, огромные ржавые гвозди, коконы из текстиля, свисавшие с потолка, красные пластиковые канистры и забинтованную старую обувь… Все это необычным, притягательным образом было вписано в галерейное пространство, и зрители оказывались среди предметов и вещей словно в неком новом космосе, где каждая «простая штука» имеет свое, особое значение и свой, особый вес.
– В нашем случае художник не изготавливает некий предмет, а встречается с ним как с равным. Для такой материальности нужна особенная, немного другая чувственность… Нужно понимать, на что обращать внимание, как слушать голос каждой вещи… Я встречался с посетителями, разговаривал с ними об этом, чувствовалось, что у многих это находило отклик. Кроме того, мне очень понравилось работать с пространством: оно было необжитым, немного «сырым», и оттого интересным, – делится Герман Преображенский.
«Мы сейчас действуем или бездействуем?»
– Одно из главных впечатлений фестиваля – у нас были толпы посетителей! Прекрасных, вдумчивых зрителей. Люди подходили к нам постоянно и говорили спасибо за нашу выставку. В обществе есть запрос на то, чтобы говорить открыто, честно, безопасно о важных и проблемных вещах, – рассказывает художница и аниматор Юлия Левыкина, одна из участниц выставочного проекта «Грязные женщины» в галерее на Фабричной, 8.
Эту выставку художницы собрали из работ, отвергнутых в разное время разными галереями с условной формулировкой «мало ли что». Получился проект о праве женщин на свое тело, о стереотипах поведения женщины, о сексуальной объективации женщин – и в конечном счете разговор про свободу отношения с собой, к себе, с другим полом и возрастом.
На входе висел огромный аншлаг с черными буквами «Сама виновата» (за ними просвечивало красное «Не»): как напоминание о культуре виктимблейминга («обвинение жертвы»), которая до сих пор властвует над нами. И до сих пор лишь 10-12% жертв насилия решаются рассказать о нем, лишь каждая пятая из них добивается, чтобы в полиции было возбуждено уголовное дело, и не более трети дел в итоге доходит до суда (данные кризисного центра «Сёстры»).
Актуальный пример: недавно в Абакане получил пожизненный срок маньяк-таксист, насиловавший и убивавший женщин. В течение пяти лет выжившие жертвы его домогательств обращались в полицию, но там спускали эти дела на тормозах, обвиняя самих женщин в неуместном поведении. Параллельно в городе бесследно пропадали девушки и женщины.
«Искусство скрывает или показывает?»
Фестиваль «48 часов Новосибирск» стал выходом сибирского искусства за пределы традиционной эстетики – в сферу актуального, живого и подчас болезненного. Но ничего не может быть притягательнее в жизни, чем открытый и честный разговор с нами о нас самих.
– Наша отдельность от мира – галлюцинация. Мы – это мир. Какие мы, такой и мир. Художник исследует действительность – исследует в первую очередь себя. Работа художника важна, ведь именно из «личных-интимных» проблем вырастают проблемы «мировые», – заключает Елена Бертолло.
Саша ЗАЙЦЕВА, фото автора
Материал опубликован только в электронной версии «Навигатора»
Комментарии