Если ребенку скучно со сверстниками
Если ребенку скучно со сверстниками
Моя дочь уже полгода ходит в садик. Но друзей там не находит. Она развитая, способная девочка, хорошо говорит, увлекается пазлами, рисует. Мне кажется, все дело в том, что она значительно опережает своих сверстников в развитии, поэтому ей с ними не интересно. Она не получает удовольствия от бессмысленной беготни друг за другом, от игр с куклами. Она на равных может общаться со взрослым. Многие наши знакомые, бывающие у нас в гостях, это отмечают. Но заведующая отказывается перевести нашу дочь из средней группы в подготовительную или хотя бы старшую. Говорит, что существует программа для каждого возрастного этапа. Но наша дочь переросла задачи своего возраста. Какими аргументами можно убедить заведующую?
Если ребенок посещает среднюю группу детского сада, значит, ему от четырех до пяти лет. Основная задача этого возраста – социализация, приобретение различных полезных навыков, освоение разнообразных моделей поведения посредством ролевых игр. В три года дети только прикасаются к миру интересных ролевых возможностей, как бы пробуют их на вкус, играют ситуативно, непродолжительное время, часто привлекают к своему занятию взрослого. В возрасте 4-5 лет они уже освоились в этом пространстве, обычно легко придумывают игры с участием двух-трех человек (магазин, парикмахерская, больница, дочки-матери). В таких играх наиболее экологично и плавно происходит развитие ребенка.
Вы говорите, что дочь переросла своих сверстников, потому что ей не интересны их игры, и отмечаете, что она увлекается пазлами и рисованием. Обратите внимание, что ни собирание пазлов, ни рисование сами по себе не предполагают партнерства. В то время как куклы и догонялки, как раз наоборот, целиком и полностью завязаны на общении, умении договариваться, соблюдать установленные условности. Тот, кто регулярно не соблюдает уговор, постепенно окажется исключенным из предпочитаемого круга игроков. Для пятилетнего ребенка очень важно уметь считаться с правилами других, аргументировать свои.
Теперь взглянем на общение взрослого и ребенка. Взрослый, договариваясь и взаимодействуя с ребенком, всегда делает скидку на возраст, с большей готовностью идет на уступки, соглашается на дополнительные выгоды для ребенка, когда речь идет об игровом взаимодействии. Следовательно, со взрослым играть и договариваться значительно проще, чем со сверстником.
На основе обширного консультативного опыта можно сделать следующий вывод: когда звучат слова о развитии, значительно превышающем возрастную планку, к сожалению, зачастую речь идет исключительно об интеллекте. Физическое, эмоциональное, волевое, коммуникативное развитие ребенка при этом значительно отстает от интеллектуального.
Гармоничное развитие движется более медленными темпами, но охватывает личность во всех ее проявлениях. Развитый ребенок крепок физически – может довольно долго бегать и прыгать; легко находит общий язык со сверстниками, умеет подчиняться правилам, сопереживать, радоваться и горевать.
Таким образом, возможно, сейчас полезнее с точки зрения развития ребенка будет не помещать девочку в более взрослое окружение, адаптироваться к которому может быть непросто, а сосредоточить свои усилия на формировании коммуникативных навыков – подружить ее с одногруппниками. Здесь есть еще один немаловажный момент. Если разговоры о том, что малышка переросла своих сверстников, ведутся при девочке, они окрашены чувством родительской гордости, и это, возможно, в какой-то мере определяет отношения дочери внутри группы: «Маме нравится, что я весь день собираю пазлы, а не играю в догонялки, даже если мне этого очень хочется».
Когда у девочки в группе появится друг или подруга, с которыми вместе можно и собирать пазлы, и играть в куклы, и даже иногда побегать друг за другом, отношение к сверстникам в целом наверняка изменится. Особенно если это будет поддерживаться родительской гордостью за ребенка, который умеет находить общий язык и с тем, кто старше, и с теми, кто младше.
Анна БЕРДНИКОВА,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии
Не могу полностью согласиться с данным ответом. Нужно смотреть конкретную ситуацию, общаться с ребёнком, почему он не общается с детьми, только после этого что-то решать.Наш случай чем-то похож. Сын попал в среднюю группу, попал туда по возрасту. Но так уж вышло, что он чисто и правильно говорил, очень логично строил предложения, начал читать, увлёкся математикой, конструкторами, рисованием, паззлами. Такой маленький мужичок. Друзей он в группе себе нашёл сразу же, ходили за ним ребятишки, он много мог рассказать и показать, и играл с ними и в войнушку, и в догоняшки, даже с девчёнками в дочки-матери. Но... жаловался, что с ними ему "не интересно", что "они какие-то маленькие", что не понимают того-то, что ему не с кем поговорить о том, что ему интересно, а не объяснять или рассказывать постоянно... В результате, он стал сбегать на занятия и вообще при первой возможности поиграть-пообщаться в подготовительную группу, которая была напротив его группы. Пусть они все были старше на пару лет, у них уже шла подготовка к школе, но там чувствовал себя в своей тарелке. И воспитатели сами предложили сыну там остаться, чтоб он не рвался между группами. И интерес к садику вырос сразу же. И никто ему не делал никаких скидок на возраст ни в спорте, ни в решении каких-то споров.Интерес в общении будет там, где ребёнок чувствует себя "на равных" с остальными.