Если подросток не хочет читать
Если подросток не хочет читать
Сыну 13 лет, учится без особого желания. Как-то выполняет школьную программу, мог бы и лучше, но речь сейчас не об этом. Больше всего меня расстраивает, что он не читает. Не видит в этом смысла. А ведь чтение – основа всего образования. Было бы замечательно повысить в принципе учебную мотивацию, но программа-минимум – это начать читать.
Вы правы, когда предлагаете поднимать учебную мотивацию, начиная с чтения. Оно лежит в основе всего. Но его стимуляция сегодня часто сталкивается с рядом препятствий.
Традиционно чтение имеет три функции: развлечение, информирование, развитие.
Чтение – довольно трудоёмкий процесс, и многие школьники сейчас не успевают научиться читать так быстро, чтобы получать удовольствие и наслаждаться кинематографичностью текста: видеть за буквами картины, которые рисует автор книги. Развлекается современный ребёнок готовым видеоконтентом, который не нужно самому извлекать из текста. «Тик-ток» или «Ютуб» предоставляют ролики на любой вкус и развлекать могут до бесконечности.
Информирование как извлечение фактов переживает нечто похожее с развлечением. Достаточно сказать: «Алиса..?» И получить ответ на любой вопрос. Оставим пока за скобками качество ответа, соответствующее качеству вопроса. Ведь правильно поставленная задача содержит половину решения. Подросток часто не может чётко сформулировать вопрос, чтобы получить требуемый ответ.
До развития зачастую не доходит вовсе, независимо от возраста. Развитие в процессе чтения – это готовность, возможность устанавливать, проверять, исследовать логические связи между объектами, фактами, процессами и событиями.
Все эти направления не изолированы, они зачастую пересекаются. Наверное, даже хорошо, что они пересекаются. Например, физическую географию специально по учебнику, вероятно, не учил никто из моих сверстников, если читал романы Жюля Верна.
Есть ещё одно существенное различие школьника прошлого и настоящего. 30-40 лет назад ребёнку можно было сказать: учи, тебе когда-нибудь это пригодится. Современный подросток твёрдо уверен, что практически всё, чему его в школе пытаются научить (а зачастую и дома), это лишнее, ему никогда не понадобится. Русский учить ни к чему – Ворд всё правит; география тоже не нужна – туроператор всё сделает; история вообще – кучка древней пыли, к тому же непонятно кем, из какой позиции написанная; для математики есть калькулятор… И далеко не всегда удаётся донести, что в работе с фактами и информацией происходит изменение, развитие личности, что обучение помогает формировать такого человека, каким ты хочешь стать.
Пора уже от теоретического вступления переходить к практическим размышлениям, которые из него вытекают. Давайте подумаем, в чём таком сейчас нуждается ваш сын, что можно получить через чтение? Если у него есть склонности к программированию, может быть, он нуждается в информации о людях, которые успешно занимались IT, об областях применения знаний и умений программирования, футурологических прогнозах: в каком направлении оно развивается, что в нём наиболее интересно и перспективно.
Подростка в чтении может пугать объём текста, поэтому начинать читать лучше не с монографий, а тематических заметок и статей. Дополнительный эффект может придать следующее за чтением обсуждение прочитанного в дружеском ключе. Тогда получается, что ребёнок читает, чтобы вести интересный диалог со старшими, пользоваться их уважением и вниманием на равных. А если результатами обсуждения с родителями можно поделиться с друзьями и получить плюс к авторитету, это тоже мотивирует.
Вы лучше всех знаете своего мальчика, поэтому обязательно поймёте, что его заинтересует, что для него будет важным.
Можно посмотреть фильм «Большой» с Томом Хэнксом и обсудить сюжет, к примеру, с позиции: это, конечно, хорошо – заглянуть в будущее, но и просто предположить, что мне нужно для счастливого будущего, тоже бывает полезно. Или поговорить о том, как и какими своими умениями распорядился главный герой, неожиданно став взрослым. А как ещё мог распорядиться? А как бы и чем ты мог распорядиться, оказавшись на месте персонажа Тома?
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии