Елизавета Дорофеева: 25 лет в театре
Елизавета Дорофеева: 25 лет в театре
Встреча с солисткой Новосибирского музыкального театра Елизаветой Дорофеевой, посвященная 25-летию сценической деятельности, прошла 22 ноября в областной научной библиотеке. Её провела завлит НМТ Любовь Кириченко. За 70 минут общения с поклонниками Елизавета Юрьевна ответила на три десятка вопросов.
– Что в работе до конца года?
– Репетируем новый мюзикл «Опасные связи», 23 декабря состоится мировая премьера. Очень нравится музыка композитора Романа Львовича. У меня главная роль Маркизы де Мертей. Играю текущий репертуар, это около 10 спектаклей в месяц. Как ассистент режиссёра занимаюсь вводами в спектакли новых солистов, это тоже серьёзная нагрузка.
А еще я занята в новом музыкальном проекте, поддержанном местным отделением Союза театральных деятелей России – в мюзикле новосибирского поэта и композитора Юлии Пискуновой «Двери». Играю в нём Актрису, женщину весьма необычной судьбы. Вместе со мной репетируют ещё два солиста нашего театра, Анна Фроколо и Александр Бессонов, актёр «Красного факела» Антон Войналович… Получается такая актёрская сборная солянка, но результат обещает быть интересным. Юлечка написала замечательную музыку, мы будем петь под живой оркестр! Первая публичная читка пройдёт 12 декабря в Доме культуры имени Октябрьской революции.
– Насколько трудно играть коварных женщин? Маркиза в «Опасных связях» – та ещё штучка!
– Не согласна. Маркиза де Мертей не коварная. По большому счёту, она очень несчастна, недолюбленная женщина. Я её оправдываю, хотя она и совершает неблаговидные поступки.
Ещё одно вроде бы вредное существо – Мадмуазель Ку-ку в «Безымянной звезде». На самом деле и она не такая уж и злючка. У неё большая душа, она раскрывает её в своём искреннем монологе. Стараюсь показать, что моя героиня – и добрая, и нежная.
– Вам хорошо знаком ещё один новосибирский композитор – Андрей Кротов. Что скажете о нём?
– Горжусь, что в нашем городе творит такой мастер! Мы давно сотрудничаем, Андрей Евгеньевич писал музыку для наших дипломных спектаклей в театральном училище. А какие потрясающие его «Вий», «Зори здесь тихие», «Римские каникулы»… Желаю ему новых творческих успехов!
– Назовите 5 своих любимых ролей.
– Может быть, назвать вам самые любимые? Всего за 25 лет в нашем театре я исполнила около 80 ролей, как подсчитала Любовь Кириченко. То есть в среднем играла по три премьеры за сезон. Пятёрка главных женских ролей, которые выделяю особо, в спектаклях «Гадюка», «Средство Макропулоса», «Мышеловка», «Зойкина квартира», «Ханума». Очень люблю свою Хариту Игнатьевну, мать Ларисы в «Бесприданнице». В спектакле «Любовь и голуби» сыграла две роли – Раису Захаровну и Бабу Шуру. К слову, на роль Бабы Шуры я ввелась за одну ночь! Было тяжело, не скрою. Несколько раз посмотрела спектакль на видео, после была пара репетиций. Скажу честно: к своей премьере женское трио Нади, Людки и Бабы Шуры я полностью выучить не успела. Приклеила к столу два листочка со шпаргалками – слава богу, публика ничего не заметила (улыбается).
Бессонница перед премьерой – обычное дело. Всплывают в голове то музыка, то текст роли, но тут уж ничего не попишешь…
– Пять лет вы пели в хоре театра. А когда впервые ощутили, что способны на большее?
– Первой серьёзной ролью, которую мне доверили, стала Стасси в «Сильве». Меня назначили исполнительницей третьего состава. Но на последних прогонах режиссёр совершенно неожиданно для всех вывел меня на сцену – и в итоге я сыграла генеральную репетицию, так называемую сдачу спектакля. Волновалась страшно, за меня переживал весь театр, но всё прошло хорошо.
– А сильно волнуетесь, выезжая со спектаклями на иногороднюю публику?
– Конечно. Каждый спектакль, сыгранный в Москве на «Золотой маске», это невероятное волнение. Груз ответственности – колоссальный. И всё же стараемся каждый раз не ударить в грязь лицом, выложиться по максимуму.
Очень классно было дважды выехать на гастроли в Севастополь. В сентябре в Крыму прекрасная погода, мы купались в Чёрном море – красота! И южная публика встречала нас особенно тепло, и сотрудники местного театра окружили нас заботой. Мы ощущали себя как дома…
– В одном из интервью вы заявили: «Я послушная артистка!» Откуда такая покладистость в работе с творческими людьми, порой весьма непростыми в общении?
– Я действительно всегда делаю то, что просит режиссёр. Некоторые артисты любят настоять на своём в трактовке создаваемого образа, но это не мой путь. Режиссёру всегда виднее. Так нас учили в Новосибирском театральном училище наши потрясающие мастера Любовь Борисовна Борисова и Сергей Владимирович Александровский. Не так давно я вернулась в альма-матер – получить высшее образование. Худруком нашего курса был Александр Лебедев. Застала многих педагогов, у кого училась: Храновский, Зубов, Лендова… Помню, почему-то очень страшно было сдавать госэкзамен по вокалу: думала, гораздо легче было бы спеть пять «Гадюк» подряд! (улыбается).
– Любимых режиссёров назовёте?
– Я очень благодарна Михаилу Михайлову, поверившему в меня, совсем молодую артистку. Переиграла в его спектаклях всех принцесс! И артистом он был прекрасным… Незабываема и Элеонора Ивановна Титкова. В конце 90-х она дала многое в понимании профессии. И не спрашивайте меня о любимых партнёрах по сцене! Я обожаю их всех. С каждым очень комфортно и репетировать, и играть спектакли. У нас дружная труппа, это отмечают все режиссёры.
– Вы родом из Кольцово. Как сформировала вас жизнь в наукограде?
– В Кольцово начались мои регулярные выступления на публику – ещё до школы. Мама работала музыкальным руководителем в детском саду и загружала меня по полной. А вскоре мы с подружкой придумали свою программу «Взгляд», где я изображала звёзд телевидения и эстрады: Пугачёву, Ротару, Леонтьева... (улыбается)
– Мы беседуем в библиотеке, и логично спросить: кто ваш любимый писатель?
– Булгаков! Комментарии, надеюсь, не требуются? (улыбается)
– Раскройте секрет: куда пропадает ваша Бастинда в сказке «Волшебник Изумрудного города» после того, как её обливают водой?
– Всё довольно просто: я сбегаю со сцены через разрез между декорациями, его не видно публике. К тому же партнёры по сцене в этот момент меня перекрывают… (улыбается)
– Последний вопрос. Что пожелаете молодым артистам?
– Любить публику, работать честно, не халтурить – и тогда зритель полюбит тебя в ответ.
* * *
В ходе творческой встречи публика увидела Дорофееву как вживую, так и на экране – в отрывках из спектаклей «Огни большого города» и «Средство Макропулоса». Ещё две арии из этих мюзиклов, с большим успехом идущих в репертуаре НМТ, артистка вдохновенно спела под фонограмму «минус один».
Творческий юбилей артистки отметят в театре 25 ноября спектаклем «Фома», перед началом которого откроется фотовыставка. На снимках – эпизоды спектаклей с участием Елизаветы Дорофеевой.
Юрий Татаренко
Фото Дарьи Жбановой
Комментарии