Эквилибр с таблицей Менделеева
Эквилибр с таблицей Менделеева
Для шестисот юношей и девушек, участников летней школы СУНЦ НГУ, 8 августа 2012-го останется в памяти надолго. Для них этот день стал продолжением знакомства с Новосибирским научным центром, а темой была демонстрация опытов по химии в большой физической аудитории.
Группа студентов-старшекурсников показала высший пилотаж в знании химии и применении этих знаний на практике. Дмитрий Менделеев был бы доволен такими учениками...
Шоумен у кафедры
Если бы я мог в школе выбирать себе учителей, то выбрал бы вот таких – заводных и шумных, влюбленных в свой предмет и высоко эрудированных специалистов, как Михаил Панов – преподаватель химии в СУНЦ НГУ и пока еще студент 4 курса факультета естественных наук университета. Присутствующая публика оценила его талант громом аплодисментов, а девчонки просто визжали от восторга, когда на лабораторном столе вдруг зажегся ярким белым пламенем «настоящий камчатский вулкан».
Показателен опыт, демонстрирующий, каким газом нужно надувать воздушные шары. При воздействии искры от бенгальского огня надутый гелием шарик просто лопается. А если его наполнить водородом, то...
– Уберите камеру подальше, – рекомендует мне Михаил, и не напрасно – от гулкого хлопка трясутся окна и камера дрожит в моих руках. Девчонки опять визжат от восторга...
Впрочем были опыты и куда более интеллектуального содержания.
Под флагом России
Влив в высокий мерный цилиндр три цветных раствора, Михаил энергично встряхивает его. Раствор становится бесцветным, но подложенная фоном белая бумага определяет цвет всего цилиндра. Пока идет демонстрация других опытов, жидкость в цилиндре понемногу отстаивается и делится ровно на три слоя по цветам российского флага.
Ведущий спрашивает у аудитории:
– Кто скажет, ионы какого металла определяют цвет средней (синей) части содержимого этого сосуда?
И получает правильный ответ от ребят из первых рядов: «Ионы меди».
«Большой корабль ЛШ-2012»
Программа была построена в духе времени – по ходу демонстрации опытов разыгрывается игровой приключенческий сюжет. На время действия аудитория становится кораблем «ЛШ-2012» (ЛШ – летняя школа), а все слушатели – командой матросов, выполняющих поручения капитана.
Для начала палубу корабля «почистили», получив посредством соответствующей реакции большую поролоновую губку. Потом сделали упомянутый выше флаг государства, под которым ходит корабль. А «маршрут путешествий» «ЛШ-2012» пролегал по всему земному шару. На «Камчатке» зажигали «вулканы и гейзеры», на «Мадагаскаре» познакомились с «хамелеоном», а в «Индии» таинственными препаратами обезболили «рану» и «вылечили больного»...
В тех случаях, когда механизм реакции очередного опыта был достаточно сложен, Михаил рассказывал о процессах, происходящих в пробирках и колбах. А когда демонстрировался пример из школьного курса, то зрители, желающие показать и проверить свои знания, могли объяснить суть происходящей реакции и за это получить небольшой приз.
В программе показа было полтора десятка опытов. Во многом интерес к этому яркому шоу определялся красотой игры цвета взаимодействующих веществ, скоростью и энергией происходящих реакций. Но надо отдать должное и артистизму ведущего, и его ассистентам. Зрелищность мероприятия была вполне достойна циркового представления. Номер с четырьмя одновременно фонтанирующими «гейзерами» и взорвавшимся «вулканом» надо было репетировать не один раз.
Михаилу Панову ассистировали его коллеги Сергей Добрынин, Татьяна Шумилова, Елена Чуланова, Андрей Попов, Олег Сальников.
После представления Михаил ответил на несколько вопросов:
– Какова цель мероприятия?
– Увлечь ребят, чтобы они шли заниматься этой наукой. Химия – это так здорово! Цель летней школы – обеспечить качественный и количественный набор учащихся в физматшколу.
– Серьезная химия требует и знаний математики. Не привлечете такими показами людей случайных?
– Всерьез увлеченные люди разовьют в себе, если нужно, и знание математики, и физики. А если выбор окажется неудачным, человек уйдет через год без особых последствий для себя.
– Есть ли динамика в уровне подготовки абитуриентов за последние годы?
– Трудно об этом судить, поскольку мы отбираем только сильных. И у меня не так много опыта, чтобы сравнивать. Я работаю третий год и веду спецкурс по решению олимпиадных задач.
– Ваше отношение к ЕГЭ?
– Как в любом явлении, в ЕГЭ есть и плюсы, и минусы. Он развивает мобильность – сдав экзамен в своем родном городе, можно поступить в любой вуз страны. В этом плюс. Минус в том, что это тестовые задания, они требуют строгой структуры в ответе, особенно в части С, что не позволяет проявить какие-то творческие индивидуальные качества, мыслить неординарно.
– Ваш совет тем, кто решил поступать в НГУ, имея цель идти в науку. Есть ли особые условия во время обучения?
– Могу с уверенностью говорить только про студентов химического отделения нашего факультета естественных наук. Здесь с этим проблем нет. Если есть желание, можно после первого курса идти не в учебную, а в научно-исследовательскую лабораторию. Там дадут реальную тему, которую ты будешь разрабатывать. Главное – желание.
Евгений МАРКОВ
Комментарии
www.youtube.com/watch?v=BPxNTSaakbE