Эх ты, растяпа!
Эх ты, растяпа!
У меня проблема с девятилетней дочерью. Начав какое-то дело, она не может организовать его. Уроки начинает делать, не убрав на столе. В итоге все падает на пол. Если стол убран, то вываливает из портфеля все подряд, и ненужные книги мешаются под локтями. Уборка превращается в кошмар – не может рассортировать нужное и ненужное.
Научила ее самостоятельно собираться в бассейн: представляя, что уже пришла на тренировку, переодеваешься, идешь в душ, спускаешься в воду, складывать поочередно нужные предметы. Больше она в бассейн без полотенца и купальника не отправлялась. Но когда мы составили список моих «придирок»: утром нужно умыться, причесаться, заправить постель, переодеться... ничего не поменялось. Как же ей помочь?
Судя по тому, что Вы пишете, у девочки сложности с внутренним фокусом контроля. Это может быть как результатом неврологических проблем, так и издержками воспитательной системы: такими часто бывают дети авторитарных родителей.
Например, до школы все решения за ребенка принимаются мамой, ею совершаются все действия, требующие хотя бы некоторой самостоятельности. Затем, после пересечения условного рубежа, за ребенка перестают решать, с него начинают требовать, минуя процесс обучения. Довольно часто такой условной границей, после которой ребенок становится самостоятельным, бывает поступление в первый класс.
Девочка вполне обучаема: вы показали ей, как структурировать свои действия в бассейне, и она смогла использовать этот навык, собираясь на тренировку.
Почему не работает «список придирок»? Когда претензии предъявляются списком, они сливаются для ребенка в одно большое родительское неприятие, на которое он не знает как реагировать. Хорошо, если удается обсудить каждую претензию отдельно, найти пути решения проблем. Например, чем может помочь ребенку мама с утренними сборами? Составить список обязательных мероприятий, прикрепить его к зеркалу или холодильнику и предложить ребенку вычеркивать выполненные пункты или отмечать их другим, более интересным способом – прикрепить наклейку, нарисовать смайлик. А провожая дочь к дверям, вместе порадуйтесь тому, как удачно прошло утро. Неделю без придирок можно весело отпраздновать.
Отдельно нужно остановиться на раздражающем Вас болтании ногами за обедом. Необходимо понять, делает девочка это специально или болтание ее контролю не поддается. Если в ответ на замечание дочь не прекращает раздражающие действия, скорее всего она не в силах им управлять, следовательно, велика вероятность наличия неврологических проблем, о которых было написано в начале комментария.
Самое важное, что может помочь изменить ситуацию, – это представить, что дочь вовсе не вредничает, а очень старается и хочет быть хорошей, но у нее не получается. Родительская задача – немного ей в этом помочь.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии