Две судьбы
Две судьбы
Социальных работников, которые помогают представителям старшего поколения управляться с бытовыми заботами, судьба сводит с удивительными людьми. В канун Дня Победы заведующие отделениями надомного обслуживания КЦСОН Советского района передали своим подопечным поздравительные открытки от имени руководителей города и области, Российской Федерации, конверты с денежной выплатой и небольшие подарки.
О сегодняшних нуждах ветеранов специалистам Комплексного центра социального обслуживания населения известно почти всё. Но некоторые подробности богатой биографии открываются в беседах-воспоминаниях.
Для героев этого материала – известного ученого Эдуарда Викторовича Матизена и его жены Галины Никифоровны Гончуковой, коренных ленинградцев – память о войне начинается со слова «блокада». А первая встреча и начало долгой нежнейшей дружбы совпали по времени с эйфорией победного 1945 года.
Семнадцатилетних на фронт не брали
Когда началась война, Эдуард, тогда 15-летний мальчишка, отдыхал во всесоюзном пионерском лагере «Артек». Оттуда ребят перевезли в Сталинград, где зиму они были предоставлены сами себе. Родители и младшие брат с сестрой оставались в блокадном Ленинграде до 1942-го, пока летом не были эвакуированы вместе с детским домом, где работала мама. Когда родные направлялись на Северный Кавказ, Эдику посчастливилось воссоединиться с ними.
За три месяца изголодавшиеся блокадники досыта наелись и отогрелись. Но началось наступление фашистов, и семью отправили глубже в тыл, в деревню Янушевка Кустанайской области. Поселили в избе вместе с хозяйкой, спали все в общей горнице на полу. Мама и сыновья работали в колхозе, но жили впроголодь. Младшая сестренка часто скоблила известь со стены – организм требовал кальция.
В 17 лет Эдуарда призвали в Красную Армию в качестве курсанта Таллинского военного училища, эвакуированного тогда в Тюменскую область. Мальчишек, родившихся в 1926 году, в середине войны уже берегли и без обучения в бой не бросали. Как-то при переводе из одной части в другую юноша попросился на передовую. Офицер взглянул сурово и прикрикнул: «Молод еще – на фронт он хочет… Все хотят. Думаешь, война уже закончилась? Успеешь послужить».
Три зимы и два лета
У восьмиклассницы Гали тяжело болела мама, и семья решила остаться в Ленинграде. Мама умерла в феврале 1942-го, девушка с отцом выжили.
Осенью ученики еще ходили в школу, в столовой их пытались кормить каким-то супом, но с наступлением холодов распустили по домам. Жизнь в городе остановилась. Галя писала своей подруге, эвакуированной в Барнаул, как день за днем рушился привычный быт: сначала отключили электричество, следом – воду, а вскоре перестала работать и канализация. Вместе со сверстницами девушка дежурила в звене противовоздушной обороны: во время налетов вражеской авиации сбрасывала с крыш домов «зажигалки». Приходилось участвовать и в общественных работах, самой важной из которых стала, пожалуй, уборка нечистот и застывших трупов в оттаивавшем по весне городе. Тяжеленными ломами полуживые ленинградцы кололи ледяные глыбы, кое-где доходившие до середины окон первого этажа, но не допустили распространения эпидемии.
Смысл жизни – в работе
Весной частично восстановилось электроснабжение, заработало производство. В июле 1942 года Галина поступила на работу на завод «Радист». На уцелевших складах девушка находила детали, подходящие для сбора боевых раций. Позже работала настройщиком радиоаппаратуры и строителем – в девчоночьей комсомольской бригаде по восстановлению жилых домов, а также на торфозаготовках и в подсобном хозяйстве.
Десятилетку Галя окончила в школе рабочей молодежи при заводе, поступила в Ленинградский электротехнический институт на специальность «приборы управления стрельбой». Завершив обучение с отличием, пришла в научно-исследовательский институт, выросший позже в один из ведущих в стране ЦНИИ «Электроприбор», который занимался разработкой сложнейших морских приборов. Здесь Галина Никифоровна трудилась ведущим инженером почти сорок лет, вела научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обычно как заместитель главного конструктора. Среди многочисленных наград самые значимые для нее – медали «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и знак «Изобретатель СССР».
Найти себя в науке
Эдуард после войны поступил сначала в судостроительный техникум, потом в Ленинградский госуниверситет, окончив его в 1952 году. При распределении оказался перед выбором: бухта Тикси или Махачкала? Молодой специалист, тогда уже отец трехлетнего сынишки, выбрал южный город. Там после войны работала лаборатория, связанная научными интересами с академиками Петром Капицей и Николаем Семёновым.
– В Дагестанском филиале Академии наук СССР тогда возникала настоящая физика, серьезные ученые предложили сложные, но выполнимые темы. Я включился в работу лаборатории, занимался приобретением оборудования для исследований в «Центракадемстрое» в Москве. Тогда же Пётр Леонидович Капица подарил лаборатории ожижитель водорода, и мне удалось вместе с другими сотрудниками его собрать. После этого не только в столице, но и в нашей лаборатории смогли проводить исследования в жидком водороде при температуре примерно минус 270 градусов Цельсия, – рассказывает Эдуард Викторович.
Кандидатскую диссертацию по физике, посвященную вопросам сверхпроводимости, ученый по приглашению московских коллег представил на семинаре у академика Капицы. Выступление было одобрено, диссертация рекомендована к защите. Молодого кандидата наук пригласили в создающийся отдел низких температур в Сибирском отделении Академии наук. Так Эдуард Викторович оказался в строящемся Академгородке, начал работать в Институте теплофизики. На сайте института можно прочитать статью, посвященную становлению науки в Сибири, где фамилия Матизен встречается дважды: он занимался отладкой высокотемпературного калориметра и исследовал броуновское движение вблизи критической точки.
Наиболее плодотворным периодом для ведущего научного сотрудника, руководителя лаборатории стала работа в Институте неорганической химии, где специально для коллектива Эдуарда Викторовича был построен новый криогенный корпус. Вплоть до выхода на пенсию в 2013 году ученый получал гранты на проведение исследований. А вот среди своих наград самыми дорогими он считает медали «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Спасибо, дорогие ветераны, за Победу, за вашу достойную жизнь и за память, которая нам, молодым, очень-очень важна!
Маргарита ГОНЧАРОВА, специалист КЦСОН
Комментарии