Дразнит или нет
Дразнит или нет
Мой сын начал показывать язык. Он вроде бы и не дразнит меня, не показывает его за спиной, всегда делает это в глаза. Но пятилетний мальчик уже должен понимать, что показывать язык некрасиво. Идет обычный, не особенно приятный для сына разговор: я убеждаю его собрать игрушки, он говорит, что ему не хочется, потом – что занят, ему некогда. Я продолжаю настаивать, в какой-то момент он показывает язык. Что делать и как реагировать?
Первая ассоциация – ребенок дразнится. Но тогда это действие должно соответствовать ряду условий и вызывать определенные чувства. Во-первых, когда ребенок дразнит, он обычно не только показывает язык, но и повторяет какой-то жест, фразу того, кого он дразнит, а язык выступает усилителем действия. Во-вторых, дразнящий стремится к тому, чтобы между ним и объектом была дистанция, желательно увеличивающаяся. В-третьих, разрешение дразнить дает особая эмоциональная атмосфера. В-четвертых, дразнится тот, кто ощущает свою неуязвимость.
В приведенном выше примере ребенок не передразнивает маму – не повторяет ее слов или жестов, не убегает от нее, показав язык. Это действие совершается во время серьезного неприятного разговора, следовательно, говорить об особой эмоциональной атмосфере тоже не приходится. Возможно, с учетом этих факторов у мамы мальчика и сложилось ощущение, что действия сына несут какую-то иную смысловую нагрузку.
Чтобы определиться, как реагировать на действия ребенка важно понять, что именно он сообщает своим жестом. Возможно, что высунутый язык выполняет ту же функцию усиления, что и при передразнивании. Мальчик участвует в неприятном разговоре, и когда аргументы заканчиваются, он от безысходности показывает язык вместо очередной реплики: я должен что-то сказать в свою защиту, сказать мне нечего, но я демонстрирую, что не сдаюсь.
В пользу этого предположения говорит то, что мама не испытывает сильных эмоций в ответ на действия сына, ей непонятна такая форма ответа, она недоумевает, как реагировать. Сын не дразнит маму, это просто его ответная реплика в диалоге.
Можно попробовать реагировать на высунутый язык, как на обычную реплику, предположив, например, что это отрицание «я не хочу». Откликнуться на него можно так, словно ребенок сформулировал ответ словесно.
Другой реакцией может стать высовывание языка в ответ. Однако важно, чтобы это не стало передразниванием. Лучше отреагировать на жест ребенка кивком, или какой-либо фразой показать, что смысл действий ребенка понятен. А затем уже в качестве собственной реплики высунуть язык. Такой разговор для ребенка станет разрывом шаблона, действием, после которого возможен конструктивный диалог.
В дальнейшем общении этот жест имеет шанс стать элементом кодового языка, указывающим, например, что чему-то необходимо уделить особое внимание.
Для устранения недопонимания в этой ситуации взрослому можно порассуждать вслух, как бы для себя (но на самом деле для ребенка), о том, что делает сын, когда высовывает язык. Это поможет мальчику лучше понять свои намерения и действия, а также объяснит реакцию взрослого, вдумчивую и внимательную.
Однако такая реакция приемлема лишь тогда, когда действия ребенка не воспринимаются как дразнящие. Если возникает ощущение, что ребенок дразнится, раздражен или злится, то, скорее всего, показывание языка не единственное, что смущает в действиях малыша. В этом случае необходимо разбираться с поведением ребенка комплексно.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии