Девочка и зеркало
Девочка и зеркало
У моей дочери была заячья губа; сейчас ей 13 лет, были сделаны операции, но остались небольшие шрамы. Форма губы совсем чуть-чуть отличается от обычной: выглядит немного более пухлой и несколько непривычной формы. До последнего времени проблем практически не знали, девочка контактная, есть подружки, достаточно легко знакомится... Но уже неделю чуть не каждый день плачет: «Я не такая как все, стесняюсь разговаривать с новыми людьми, я никогда не выйду замуж». Труднее всего ей объяснять сверстникам, что у нее с губой. Уже и не знаю, что говорить ребенку. Исчерпала все доводы.
Ваша дочка сейчас в том возрасте, когда внешности придается особое значение, и даже очень красивые девочки могут проводить довольно много времени перед зеркалом, выискивая малейшие недостатки и переживая по их поводу. Состояние дочки с большой долей вероятности обусловлено тем, что кто-то значимый обратил внимание на особенность ее внешности – это взволновало, заставило сконцентрироваться на недостатке. Ваша задача сейчас – вернуть девочке уверенность в себе.
Хорошо, если получится узнать, что стало отправной точкой переживаний, на чьи слова отреагировала дочка. Это поможет объяснить возможные мотивы человека и сделать слова менее ранящими. Ведь, возможно, у него не было желания обидеть, а лишь интерес и даже стремление узнать девочку получше. С другой стороны, возможно, дочери и вовсе никто ничего не говорил, но нравящийся ей молодой человек обратил пристальное внимание на другую девушку и тем самым пробудил желание копаться в себе и выискивать недостатки. А на поверхности оказалась привычная неправильность губы.
Независимо от того, что стало источником переживаний, можно провести с дочерью несколько взаимосвязанных между собой бесед и упражнений.
Поговорите с девочкой об относительности понятия «красота». В разное время даже в Европе бытовало разное представление о красоте (вспомните хотя бы «рубенсовских женщин»), не говоря уже об экзотических странах (например, маленькие перебинтованные ножки китаянок). К беседе необходимо тщательно подготовиться.
Если девочка продолжает считать форму губы дефектом, поговорите о том, что люди, имеющие какие-либо недостатки, часто добиваются серьезных успехов, стремясь их компенсировать. Приведите в качестве примера Майкла Йорка (актер с болезнью Дауна), Демосфена, Валентина Дикуля.
В качестве шутливого примера можно посмотреть мультфильм о потерявшемся бегемотике, который искал свою маму. Когда его спрашивали, какая у него мама, он отвечал: «Самая красивая!». И к кому бы его ни приводили, он всегда отвечал: «Моя мама гораздо красивее». Этот мультфильм также иллюстрирует тезис: когда любишь человека, то принимаешь его целиком, со всеми достоинствами и недостатками.
Если вам удастся пошатнуть стереотипы девочки, сядьте с ней перед большим зеркалом и рассмотрите внимательно ее лицо: волосы, глаза, ресницы – для каждой черточки найдите комплимент, ласковое слово. Когда дойдет очередь до губ, поиграйте с их формой: вытяните в ниточку, выпятите – посмотрите, как при этом меняется выражение лица и само лицо. Отметьте, что при этом в зеркале появляется совсем другая девочка, не та, которую вы знаете и любите, менее естественная и красивая. А ведь свою девочку вы очень любите, и все, кто ее знает хотя бы немного, тоже очень любят.
В каникулы предложите съездить куда-нибудь вместе, чтобы развеяться, отвлечься, максимально насыщенно провести свободное время. Новые впечатления быстро отвлекут дочь от бесплодного анализа собственной внешности.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии