Детская истерика
Детская истерика
Ребенок в четыре года начал ходить в сад, и ему бывает трудно справиться со своими чувствами: мама ушла – начал хныкать, сорвался в истерику; кто-то забрал игрушку – то же самое. Так происходит по несколько раз в день. Дома такие ситуации удается как-то гасить, а в саду – катастрофа; воспитатель звонит и просит прийти и успокоить ребенка. Как помочь малышу справляться со своими чувствами, большой ведь уже?
Начать лучше с похода к доктору. Это поможет убедиться в том, что малыш здоров и нет неврологических причин для такого поведения.
Если все благополучно, то обратите внимание на ребенка. Если дома ему легче справляться со своими чувствами, то благодаря чему это происходит? Важно ли, что мама рядом, или нужна привычная обстановка, или взрослые ведут себя определенным образом? Нужно понять, что говорят и делают взрослые, эффективно предотвращая истерику, на какую интонацию, какие слова и жесты ребенок реагирует оптимальным образом, и составить список таких условий. Например, когда он начинает кукситься, я подхожу к нему со спины, обнимаю за плечи и ласковым шепотом говорю: «Давай посмотрим, что здесь можно сделать, как горюшку твоему помочь». Ребенок успокаивается, и с ним уже можно вести конструктивный диалог.
Или, когда малыш начинает капризничать, хныкать, я говорю «волшебную» фразу: «Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч». Ребенок отвечает, что он не Танечка, его внимание переключается, он успокаивается.
Из таких записей может получиться целая инструкция по обращению с конкретным мальчиком или девочкой. Пусть первоначально в нее окажутся включены все способы предотвращения истерики, даже имевшие эффект однократно. Затем можно будет выбрать наиболее действенные. Важно помнить, что имеет смысл применять их сразу же, как только возникнет неприемлемое «хнычущее» поведение малыша. Остановить скандал гораздо проще в начале, чем в разгаре, когда малыш идет вразнос, а взрослый кипит от негодования.
Ребенок растет и постепенно учится самостоятельно применять кодовые фразы, помогающие успокоиться.
Для устранения истерики бывает важно понять, что лежит в ее основе. Если малыш устал, голоден или приболел, не место и не время педагогическим экспериментам: необходимо как можно скорее помочь ребенку, избегая сколь угодно мелких провокаций. Ведь зачастую кроха впадает в истерику от отчаяния: он пытается удовлетворить какую-либо потребность, но не знает, как это сделать приемлемым путем, натыкается на педагогическую твердость взрослого, считающего, что найти этот путь ребенок должен сам. В этой ситуации малышу необходима поддержка и подсказки.
Если он истерикой требует внимания от взрослого, важно показать ему, как выбирать время и место для общения, ввести правила, в рамках которых в определенный момент маму или папу трогать можно, а в другой – нельзя. Дети легко и быстро усваивают короткие и емкие правила, эффективно учатся ими оперировать. Это значительно упрощает жизнь ребенка, делая ее стабильной и предсказуемой, что добавляет спокойствия всем.
Существует ряд ситуаций, когда лучше не пробовать разобраться с истериками самостоятельно, а сразу обратиться к специалисту: ребенок во время истерики причиняет физический ущерб себе или окружающим; они происходят часто (пять и более раз в день) и где угодно, ребенок не обращает внимания на условия, в которых находится; если истерика – только малая часть имеющихся проблем в поведении; когда другие члены семьи склонны к достижению своих целей через истерику.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии