Чудо над ширмой
Чудо над ширмой
10 декабря в Доме ученых в рамках Х Международного Рождественского фестиваля искусств артисты Московского государственного театра кукол им. С.В. Образцова сыграли двухчасовой «Необыкновенный концерт», состоящий из 15 номеров.
В каждом из них – своя изюминка. Вот появляется дирижер-садист, придумавший в увертюре два десятка ложных финалов. Вдоволь наиздевавшись над оркестром, он не спешит уходить, вымогая аплодисменты у публики, успевшей проникнуться сочувствием к невидимым музыкантам.
Вызывает симпатию и фактурная барышня, обладательница роскошного бюста и колоратурного сопрано. Апофеоз номера – когда со взятием последней высокой ноты рот певицы на глазах у изумленной публики увеличивается в несколько раз. Коллега певицы, несколько манерный баритон, выступает со странным репертуаром. Знаменитую арию Мефистофеля «Клевета» из оперы Гуно он сокращает до предела, компенсируя хронометраж номера вставками из моцартовской каватины Фигаро. Под стать репертуару и мимика вокалиста, поющего даже бровями.
Финал первого отделения «Необыкновенного концерта» – выступление «Цыганского хора Заполярной филармонии» с «растаможенными песнями».
После антракта «филармония» москвичей превратилась в цирковой парад-алле. Иллюзионный акт провел «мастер обращения с огнем, водой и налогами». Свою порцию аплодисментов получила и его ассистентка Шахерезада Степановна, перед каждым фокусом томно произносящая прокуренным голосом сакраментальную фразу «Я готова!»
Партитуру грома и грохота разыграл авангардный квинтет «Блям-2013», представивший композицию бытовых звуков «Мироощущение». Долгожданный шум воды из сливного бачка был встречен взрывом смеха в Большом зале Дома ученых.
Центральная фигура «Необыкновенного концерта» – конферансье Апломбов. По замыслу режиссеров спектакля Сергея Образцова и Семена Самодура это пародия на этакого Актера Актеровича, давно служащего в театре и уверенного, что он умеет на сцене абсолютно все. Однако в исполнении заслуженного артиста России Роберта Ляпидевского у конферансье со столь говорящей фамилией мы видим скорее благообразие Святослава Бэлзы, нежели хамоватость Дмитрия Нагиева или искрометность Ивана Урганта.
Вся столичная команда состоит из 29 человек, включая технические службы театра. Действия каждого отточены до мельчайших подробностей: переодевания, перехваты тростевых кукол и микрофонов идут в режиме нон-стоп.
Концертные номера сопровождаются инструментальной и вокальной фонограммами, попадание в них – удивительно точные у всех без исключения «музыкантов» и «певцов». Работу актеров иначе как филигранной просто не назовешь. Это ли не чудо – участники «Необыкновенного концерта» воспринимаются не как куклы в умелых актерских руках, а как забавные сказочные существа! Вот только стилистика спектакля, поставленного в 1946 году, столь бережно хранимая артистами театра, кажется сегодня несколько архаичной. Вносить какие-то коррективы в некогда фееричную постановку, имевшую ошеломительный успех на протяжении десятилетий, вряд ли стоит – но вот «Необыкновенный концерт-2» вполне мог бы стать еще одним безусловным хитом в театральной России начала третьего тысячелетия.
Ю. Татаренко
Комментарии